BBC Prom 49. Maлер. Симфония No2. “Resurrection”
BBC Proms 2022.
https://www.bbc.co.uk/sounds/play/m001b5mb - слушать
Maлер. Симфония No2. “Resurrection”
Каждый раз исполнение
Второй симфонии Малера - «Воскресение» на концертах BBC Proms, резонирующее под
уникальным железным куполом Альберт-Холла, вызывает особое эмоциональное
напряжение и волнение, что очень хорошо известно завсегдателям этого фестиваля,
поэтому совсем неудивительно, что Альберт Холл был переполнен. Аншлаг в этот
вечер был запрограммирован.
Дирижера сэра Саймона
Рэттл, руководившего Лондонским симфоническим оркестром и объединенными хорами Лондонского и Симфонического оркестра
Бирмингема, публика, готова была бы «носить на руках», если бы только не была
воспитана иначе. Такой мощный экстаз более чем пятитысячного зала происходит не
часто - шквал аплодисментов, не затихающий следующие десять минут, просто захлестнул
холл.
Как бы ни был захватывающим финал «Воскресения», но то, что происходит в первых четырех частях, предшествующих ему, позволило дирижеру продемонстрировать свой почерк.
Саймон Рэттл подготовил
нас к эпическому духовному путешествию. В первом траурном марше его поступь
была не тяжелой и мрачной, но быстрой и несентиментальной. Тем не менее,
лирические эпизоды, с которыми сопоставлялись эти элегические мотивы, были
переданы изумительно, сам Малер говорил об этом музыкальном моменте, как "об образах
давно умершего «часа счастья», проникающего в душу подобно солнечному лучу". Задумчивые
размышления - сладчайшие из печальных.
Вторая часть приводит нас
в совершенно другой музыкальный мир, основную мелодию ведут струнные инструменты,
и это – нежная симфоническая интерпретация изысканного городского вальса.
Третья часть - скерцо – это сдержанная динамика и жутковатое
спокойствие, подчеркиваемое мощными ударами барабанов. Скрипки ведут мелодию-проповедь
из раннего Малера, но как только она заканчивается, оркестр начинает безжалостный
танец смерти, ведущий к кульминации.
Позже присоединяются трубы, готовя нас к полномасштабному «взрыву» всего оркестра, который Малер назвал «криком отвращения», с последовательным, постепенным сворачиваем к последнему удару гонга и... тишине. И затем – мистическая аура четвертой части Урлихта, озвученная меццо-сопрано Сарой Коннолли.
Финал дирижер провел безошибочно, позволив нам насладиться закулисной медью, дрожью матовых тарелок, катастрофической барабанной дробью (исходящей одновременно со сцены и галереи). Огромное звучание массированной перкуссии перерастает в дикий марш, изображающий Воскресение из мертвых...
300 певчих терпеливо ожидали в течение семидесяти пяти минут пять минут своей славы,
дав сопрано Луиза Алдер воспарить до небес – со строками гимна Клопштока; оркестр, орган и объединенные хоры воссоединились в едином звучании, утверждая самое важное и необходимое всем нам - веру в саму жизнь, веру в новую жизнь.
Мне так повезло в тот вечер, я оказалась по соседству с оркестром, наблюдать за музыкантами – это было отдельное удовольствие.
Л. Яблокова.
Фото Сris Сhristodul
Comments
Post a Comment