BBC Prom 22. Ксенакис, Шостакович и Бетховен



 BBC Proms 2022

https://www.bbc.co.uk/programmes/m0019l26 - слушать

Prom 22. O-Mega Ксенакиса, Шостакович, концерт No 1 для скрипки с оркестром и симфония No 5 Бетховена

Концерты BBC Proms – это не только удовольствие. Для меня это еще и школа познаний и открытий. Например, главный дирижер Аврора Оркестра Николас Коллон известeн своим «оркестровым театральным» подходом к классической музыке. Его концерты в Альберт Холле чрезычайно популярны сейчас.

И сегодня зал был полон. Он предложил публике Пятую симфонию Бетховена и O-Mega Ксенакиса. Для меня - новое имя и еще одно маленькое личное открытие.

В 1997 году румынский математик, архитектор и композитор Ианнис Ксенакис написал свою последнюю музыку под названием O-Mega. Это, как известно, последняя буква греческого алфавита: конечная точка. В данном случае – его композиторской деятельности. Написал он это произведение по заказу суперзвезды-перкуссионистки Эвелин Гленни и большого ансамбля, ровно за четыре года до своей смерти.

Наверно, это самое короткое произведение – оно звучит менее четырех минут. Но музыка драматична и решительна. Торжественные ри

Наверно, это самое короткое произведение – оно звучит менее четырех минут. Но музыка драматична и решительна. Торжественные ритмы и перекаты барабанов (солировал в этот вечер опытный перкуссионист Генри Болдуин) изобилуют драматическими крещендо и акцентами, в то время как остальные музыканты обеспечивают гармонический фон. Деревянные духовые, духовые, струнные словно играются друг с другом. Конец подобен началу. В каком-то смысле чувствуется, что O-Mega — это всего лишь краткий проблеск сознания. Перкуссия была одним из любимых звуков Ксенакиса, поэтому понятно, почему Ксенакис закончил свою композиторскую карьеру щедрыми, вызывающими воспоминания барабанными дробями.


Молдавско-швейцарская скрипачка Патрисия Копачинская с оркестром. Фото Марк Аллан

Патрисия Копачинская солировала на концерте No 1 для скрипки с оркестром Шостаковича. Нам чрезвычайно повезло, что в этот вечер музыканты Аврора Оркестра, дирижер Николас Коллон и Патрисия выступили мощной единой командой. Атмосфера в зале во время скрипичного концерта была буквально наэлектризована! Тон солистки был чувствительным; ее игра иногда лирична, но чаще - страстна. Звучание было великолепным.

Молдавско-швейцарская скрипачка Патрисия Копачинская с оркестром. Фото Марк Аллан

После антракта ведущий Би-би-си Том Сервис и дирижер провели свои беседы о Бетховене, столь же поучительные, сколь и развлекательные, проигрывая с оркестром отдельные эпизоды. Исполнение самой симфонии длилось всего на десять минут дольше, чем рассказ о ней. Да, это был увлекательный рассказ, с юмором, но – впечатлило больше то, что музыканты Аврора Оркестра исполнили симфонию превосходно, с пламенной убедительностью, ярко детализированно, плавно, без вибрато и... по памяти.

Людмила Яблокова


Comments

Post a Comment

Popular posts from this blog

Prom 63. Bach. Mass in B minor & Prom 57. Larcher. Wagner. Strauss

Barbican. Evgeny Kissin. Один на сцене

ENO. La Boheme