BBC Prom 19. "Ученик Чародея" Дюка, "Римские фонтаны" Респиги и "IlTabarro" Pucchini
BBC PROMS 2022
https://www.bbc.co.uk/programmes/m0019kr4 - слушать
ВСЕ КАК РАНЬШЕ
В этом есть какая символичность, что BBC Proms 2022 начался с Реквиема Верди – так тихо, что поначалу казалось, что ничего и не происходит. Как в те два прошедших года, когда во время пандемии наша жизнь – нет, все-таки жизнь не была поставлена на HOLD (задержка), но она была настолько другой, что все, что происходит сейчас, вызывает настоящий восторг, как и это вступление великого композитора, охарактеризованного еще в прошлом веке «новейшей оперой в церковном одеянии».
Каждый день этот
лондонский летний музыкальный фестиваль предлагает слушателем два, а в иные дни
и три концерта – ночной, который начинается около 10 вечера. Каждый выбирает
то, что пожелает. Никакая инфляция, энергитические кризисы и политические
перепитии внутри правительства не отразились на стоимости билетов в Альберт
Холл, они по-прежнему доступны всем.
Prom 19. «Ученик чародея»
Дюка, «Римские фонтаны» Респиги и «Il tabarro» Пуччини
Этот концерт заинтересовал
меня тем, что все три музыкальных произведения мне давно хотелось послушать. И
дирижер из Манчестера Марк Элдер устроил для меня и
еще пяти тысяч слушателей поистине незабываемый вечер: музыкальная зарисовка
«Ученик чародея» и «Римские фонтаны» -
это два шедевра изобретательности и оркестровки, это двенадцать и семнадцать
минут полного восторга...
Дирижер
Марк Элдер. Photo: Chris Christodoulou
«Ученик чародея» открылся гармонией скрипичных
инструментов, затем влились приглушенные трубы и валторны, и вот уже основную
тему произведения подхватывают фаготы, и это такой жизнеутверждающий звон и
дрожь, скольжение и треск, одинаково задорные и для глокеншпиля, и для духовых инструментов, что дух захватывает.
Многие знают это произведение Дюка именно благодаря диснелендовскому фильму
«Фантазия» (1940).
А затем, слушая, «Римские
фонтаны» Респиги, мы переносимся в залитый солнцем Рим с его
многочисленными фонтанами, в утренние и предзакатные часы, от рассвета до
заката, и расслабляющее, музыкальное «журчание» фонтана Треви наполняет,
заливает огромное пространство Альберт холла и притихших зрителей.
Но за неудержимым весельем Дюка и расслабленностью музыки Респиги последовала грустная история Пуччини. Совсем не богемский Париж, грязные берега Сены и реки Элдер, где далеко не гламурные герои - грузчики, владельцы барж и их женщины, погруженные в такой клаустрофобный мир, лишенный нормальных человеческих отношений, что даже музыка сбивается и спотыкается, и матовые оттенки партитур струнных и медных инструментов прекрасно отражают это, не оставляя сомнений в том, что история этого любовного треугольника завершится трагедией.
Натальи Романив (Джорджетта) и Лучио Галло
(Микеле). Photo Chris Christodoulou/
Окончательный состав
певцов, а он менялся несколько раз, и в итоге оказался таким: Джорджетта в
исполнении валлийской сопрано Натальи Романив, уставшая жена Микеле в
исполнении Лучио Галло (вместо грузинского баритона
Георгия Гагнидзе), убедительного в своей искренности; и Луиджи в исполнении
Адама Смита (вместо заявленного программой сибирского тенора Ивана Гынгазова).
Это тройка была эффективной. Запоминающееся исполнение Адама Смита, стильное,
выразительное, сочеталось с темным, сочным тоном сопрано Натали Романив,
гармонично звучащем в их дуэте, в любовной сцене – не только в музыкальном, но
и в драматическом плане.
Пение меццо-сопрано
Даниэлы Барселона и тенора Чон Су Юн, закончившего Королевскую консерваторию
Шотландии, также достойно похвалы.
Людмила Яблокова
Comments
Post a Comment