Opera Holland Park. Little women
Opera Holland Park
«Маленькие женщины» Марка
Адамо
С момента премьеры в
Хьюстоне в 1998 году Марк Адамо объездил весь мир, представляя свою современную
оперу, но в целом большие оперные театры не спешили и не спешат ее исполнять.
Но Opera Holland Park заявила о ней еще два года назад, но из-за пандемии только сейчас этот летний
театр первыми в Великобритании представили лондонской публике «Маленьких
женщин».
Поставновка Эллы Марчмент
экономична, но сложна, иногда даже – слишком сложна. Мы обнаруживаем четырех
сестер, сидящими в больших рамах для картин, расположенных вокруг сцены. Но на
самом деле это лишь фигуры, одетые Мадлен Бойд - британской
художницей-модельером, специально обучавшавшейся театральному дизайну и
удостоившейся многих наград за декорации и костюмы. Так вот, эти фигуры только
выглядят, как наши современницы, но совсем не являются маленькими женщинами из
романа Олкотт, а их аватарами 21-го века, которые время от времени возвращаются
к себе прежним. Вот тогда появляются «настоящие» сестры, и они выглядят более
или менее так же, как выглядели молодые девушки в Массачусетсе 19-го века.
Марк Адамо не копирует
роман, но, как и американская писательницы Луиза Мэй Олкотт (1832-1888),
добившая невероятной известности, славы и богатства благодаря своим «Маленьким женщинам», он
фокусирует повествование через Джо, одну из сестер, которую мы иногда видим
«пишущей» воспоминания о своей жизни, в котором ощущается сильное переплетение
жизни сестер и их любовных историй, хотя уловить все детали иногда достаточно
трудно.
Дикция певцов поставлена
хороша, текста много, субтитры едва успевают следовать за действием; многие
строчки хорошо рифмуются. Музыкальное исполнение достаточно на высоком уровне,
с пассажами откровенного лиризма, драмы. Оркестр Симфония лондонского Сити
достаточно компактен, включает в том числе синтезатор, что оставляет ощущение,
что ты не совсем в оперном театре, но и не на Бродвее или в Вест Энд. Дирижеру
Сиан Эдвардс удалось удачно объединить классику и модерн.
Сцена Holland Park в этом
году модернизирована, сейчас оркестр находится как бы в нише, которую обрамляют полукругом театральные подмостки,
находящиеся буквально в метре от первого ряда зрительного зала, что дает особое
ощущение соучастия с главными герояниями, но герои второго плана скрыты внутри
сцены.
Актерский состав сильный.
В нем доминирует независимая и амбициозная Джо (Шарлотта Бэдхэм), ее сестры
Мэг, Бет и Эми, достинувшие своего совершеннолетия в период гражданской войны;
их преданная мать, соседский мальчик Лори и ученый Фредерик Баэр оживают в
музыке в их откровенной непосредственности.
Бэдхэм исполняет свою роль
с энтузиазмом и с безграничной энергией. Посильный вклад идет от Китти Уили в роли Мэг, Хэрриет Айли -
это Бет и Элизабет Карани – Эми. Резонансное пение исходит от Бенсона Уилсона в
роли Баэра, который, когда опера подходит к концу, использует несколько строк
из Гёте, чтобы преподать Джо несколько уроков любви.
Но удачный книга – это,
однако, недостаточно, чтобы превратить «Маленьких женщин» Адамо в успешную
оперу, отчасти и потому в том, что история взросления и жизни Олкотт далека от
театральности, и постановка Адамо изо всех сил пытается преодолеть эту
повествовательную реальность, но это не всегда ей удается, а общая партитура
Адамо недостаточно сильна, чтобы придать вечеру необходимый музыкальный
характер и импульс.
Людмила Яблокова
Людмила, разделяю мысль, что не из каждого хорошего романа получается хорошая опера
ReplyDelete