Barbican. G. Ligeti, Patricia Kopatchinskaja & Francois --Xavier Roth


Весь мир состоит из звуков

Великолепный концерт состоялся в Барбикан Холл, где приглашенный  Лондонским Симфоническим оркестром  французский дирижер Франсуа-Ксавье Рот продемонтрировал невероятное прочтение музыки австро-венгерского композитора Дьёрдя Лигети, а молдованско-австрийская скрипачка Патрисия Копачинская - виртуозную игру.

В этом  году исполняется 100 лет со дня рождения Дьёрдя Лигети, и это событие Барбикан Холл отмечает премьерой концертной сюиты в аранжировке Элгара Ховарта по мотивам комической оперы Le grande macabre.

Идея этого опуса заключается в том, что конец мира не может состояться, потому что Смерть пьяна. «Это своего рода - черный фарс, - писал композитор.-  Смешная вещица, юмористическая. Но в то же время совершенно трагическая». Я не берусь описать ее – это 20 минут полифонии, резонирующих звуковых и шумовых эффекты, создать которые, кажется, возможно человеку только с помощью электроники, и свои первые опыты компьютерной музыки сам Лигети называл не иначе, как «гимнастика для пальцев», хотя я не уверена, что этот именно тот самый опус.  

Позднее он отказался такого творчества, создав в шестидесятых годах свой стиль и провозгласив возврат к открытой музыкальной выразительности, утверждающей ценность звукокрасочности.

До антракта был сыгран и Концерт для скрипки с оркестром - уникальное произведение, сочетающее микротональность и венгерские народные мелодии. Но с появлением на сцене молдованско-австрийской скрипачки Патрисии Копачинской нас ждало поистине захватывающее открытие, увлекшее нас в сказочный, фантастический мир музыки Лигети, «который взял оркестр, перевернул его вверх дном и создал из того, что получилось, удивительные новые звуки».

И как динамично, виртуозно, артистично преподнес аудитории буквально «вытанцовывающий» за дирижерским пультом эту музыку, идеальную для такого дирижера, как Франсуа-Ксавье Рот, который слышит каждую ноту, как будто она только что отчеканена. И которая идеально подходит такой исследовательнице творчества Лигети, рассказчице его музыки  и музыкального феномена, как скрипачка Патрисия Копачинская, «для которой весь мир состоит из звука». Потому что слышать ее – это одно наслаждение. А слышать и видеть – совсем другое.

После антракта в исполнении Лондонского симфонического оркестра прозвучала Пятая симфония Людвига ван Бетховена, произведшая в свое время революцию в симфоническом сочинении; сочинение, с которым неразрывно связаны мои личные эмоциональные воспоминания. Да, именно так «Судьба стучится в дверь!»

И первые мощные, наэлектризованные звуки  - это далеко не вся Пятая симфония.  Andante con moto - светлая, строгая и сдержанная, но в варьировании ее двух тем она наполнилась тревожностью, словно напоминая нам, что и это тоже - мотив судьбы. В Scherzo: Allegro – прослеживается та же тревожность - в глухих басах струнной группы, в задумчивых, печальных мелодиях скрипок и альтов. Торжество победы, рождение новой жизни, ликование единого до последнего вздоха оркестра... и вновь звучит мотив судьбы, но уже без прежней грозной силы. Свершилось!

Музыканты Лондонского Симфонического оркестра – все до единого - были полноценными участниками этого – нет, не концерта, спектакля, продуманного в деталях от начала до конца.

Людмила Яблокова

Photo: Mark Allan 


Soon in Barbican:
23.02, 7 pm. LSO/Payare: Stravinsky's Firebird & Others Story. Shostakovich Violin Concerto No1.
24.02, 12.30 pm. LSO Free Lunchtime Concert. Haydn. Piano trio No43; Rebecca Clark. Piano Trio. 
27.02-6.03 pm. Silk Street Theatre. Dead Man Walking.
28.02, 7.30 pm. Handel: The Philontropist. Music for Royal Fireworks, Foundling Hospital Anthem< Selection from Solomon.
3.03, 7.30 pm. BBC Symphony Orchestra/Schuldt. Tchaikovsky. Selection from Swan lake. V.Borisova-Ollas. A Portrait of a Lady by Swan Lake. UK Premiere. A. Zemlinsky. The Mermaid. 


Comments

  1. После вашей статьи решила прослушать Andante con moto , безумно красиво, действительно мотив судьбы

    ReplyDelete

Post a Comment

Popular posts from this blog

Prom 63. Bach. Mass in B minor & Prom 57. Larcher. Wagner. Strauss

Barbican. Evgeny Kissin. Один на сцене

ENO. La Boheme