Barbican. G. Ligeti, Patricia Kopatchinskaja & Francois --Xavier Roth
Весь мир состоит из
звуков
Великолепный концерт состоялся в Барбикан Холл, где приглашенный
Лондонским Симфоническим оркестром французский
дирижер Франсуа-Ксавье Рот продемонтрировал невероятное прочтение музыки австро-венгерского
композитора Дьёрдя Лигети, а молдованско-австрийская скрипачка Патрисия
Копачинская - виртуозную игру.
В этом году исполняется 100 лет со дня рождения Дьёрдя
Лигети, и это событие Барбикан Холл отмечает премьерой концертной сюиты в аранжировке
Элгара Ховарта по мотивам комической оперы Le grande macabre.
Идея этого опуса заключается в том, что конец мира
не может состояться, потому что Смерть пьяна. «Это своего рода - черный фарс, -
писал композитор.- Смешная вещица, юмористическая. Но в то же время
совершенно трагическая». Я не берусь описать ее – это 20 минут полифонии,
резонирующих звуковых и шумовых эффекты, создать которые, кажется, возможно человеку
только с помощью электроники, и свои первые опыты компьютерной музыки сам
Лигети называл не иначе, как «гимнастика для пальцев», хотя я не уверена, что
этот именно тот самый опус.
Позднее он отказался такого творчества, создав в шестидесятых
годах свой стиль и провозгласив возврат к открытой музыкальной выразительности,
утверждающей ценность звукокрасочности.
До антракта был сыгран и Концерт для скрипки с оркестром -
уникальное произведение, сочетающее микротональность и венгерские народные
мелодии. Но с появлением на сцене молдованско-австрийской скрипачки Патрисии
Копачинской нас ждало поистине захватывающее открытие, увлекшее нас в сказочный,
фантастический мир музыки Лигети, «который взял оркестр, перевернул его вверх
дном и создал из того, что получилось, удивительные новые звуки».
И как динамично, виртуозно, артистично преподнес аудитории буквально «вытанцовывающий» за дирижерским пультом эту музыку, идеальную для такого дирижера, как Франсуа-Ксавье Рот, который слышит каждую ноту, как будто она только что отчеканена. И которая идеально подходит такой исследовательнице творчества Лигети, рассказчице его музыки и музыкального феномена, как скрипачка Патрисия Копачинская, «для которой весь мир состоит из звука». Потому что слышать ее – это одно наслаждение. А слышать и видеть – совсем другое.
После антракта в исполнении Лондонского симфонического оркестра
прозвучала Пятая симфония Людвига ван Бетховена, произведшая в свое время революцию
в симфоническом сочинении; сочинение, с которым неразрывно связаны мои личные эмоциональные
воспоминания. Да, именно так «Судьба стучится в дверь!»
И первые мощные, наэлектризованные звуки - это далеко не вся Пятая симфония. Andante con moto - светлая,
строгая и сдержанная, но в варьировании ее двух тем она наполнилась тревожностью,
словно напоминая нам, что и это тоже - мотив судьбы. В Scherzo: Allegro – прослеживается
та же тревожность - в глухих басах струнной группы, в задумчивых, печальных
мелодиях скрипок и альтов. Торжество
победы, рождение новой жизни, ликование единого до последнего вздоха оркестра...
и вновь звучит мотив судьбы, но уже без прежней грозной силы. Свершилось!
Музыканты Лондонского Симфонического оркестра – все до единого
- были полноценными участниками этого – нет, не концерта, спектакля,
продуманного в деталях от начала до конца.
Людмила Яблокова
Photo: Mark Allan
После вашей статьи решила прослушать Andante con moto , безумно красиво, действительно мотив судьбы
ReplyDelete