ENO. Gloriana
Опера Бенджамина Бриттена «Глориана», созданная композитором на пике его славы и популярности в 1953 году, а также вскоре после коронации Елизаветы II, поразила публику, писали тогда современники, вежливой церемониальностью, чрезмерной интимностью, словом, чопорный маскарад, полный придворных танцев и хоров, трубных фанфар и баллад. Произведение было признано критикой одной из немногих творческих неудач композитора
И вот сейчас, опера,
посвященная Елизавете I, ознаменовавшая,
однако, восхождение на престол Елизаветы II, снова на сцене Английской Национальной оперы – как завершающий
этап самого долгоправящего монарха Великобритании, дань уважения символу
стабильности и единения многих поколений, как дань памяти покойной королеве, недавно
покинувшей этот мир.
«Глориана» - о взаимоотношениях
Елизаветы I с её
последним фаворитом Робертом Деверё, графом Эссекским по роману «Елизавета и Эссекс: трагическая история».
Меломанам она известна по опере Доницетти «Роберто Деверё.
Всего один вечер играли эту
концертную версию, актуальную тем, что она напомнила присутствующим, в том
числе, о пустом позерстве политической власти, примеров коей в последнее время,
как внутри страны, так и за ее пределами было предостаточно. «Искусство
управления заключается в проволочках и проволочках», - заявляет сэр Роберт
Сесил, секретарь Совета времен первой Елизаветы в исполнении англо-французского
баритона Чарльз Райса, на что переполненный до отказа театр отреагировал горьким
смехом.
Начало было несколько
замедленное, отчасти вследствие «драматически неуклюжего первого акта»,[LI1] но к середине второго акта стала
проявляться человеческая драма. Финальная же картина ослабевшей королевы,
«мертвой, но еще не похороненной», где песня превращается в речь, разбивает
сердце.
Эффектная постановка, костюмы,
свет и видео дизайнера Рут Найт на самом деле заябе, как о минипостановке,
нежели просто концертное выступление. Хор был одет в черное и использовал
партитуры, главные герои были в старинных костюмах и пели по памяти.
Видеопроекции предоставили исторические детали и намекнули на неуклонное
течение времени, разрушающее жизнь людей. Постановка показала механизм отношений
между оппортунизмом, лицемерием и политическими махинациями.
Уиллард Уайт (певец баллад), выступавший в эпизодических ролях, установил высокую
планку не только для себя – для всех! Роберт Мюррей подарил нам лирическое
очарование и напыщенное высокомерие в роли Эссекса, его Песня о лютне восхитительна.
Дэвид Соар был черным сардоническим Рэли, Элеонора Деннис блистала как Леди
Рич, а молодые артисты Александра Ооменс (Дама в) и тенор Инносент Масуку (Дух
Маски) оба хороши. Меццо Кристина Райс авторитетно дебютировала в роли уязвимой Елизаветы.
ENO превратило «одну из
величайших катастроф оперной истории» -
оперу Бенджамина Бриттена «Глориана» в триумф!.
Людмила
Яблокова
😍👍
ReplyDelete