ENO. «Мертвый город» Корнгольда

 



Виртуозная партитура оперы  «Мертвого города» Эрика Вольфганга Корнгольда от 1920 года в новой постановке художественного руководителя Английской Национальной оперы Аннилиз Мискиммон (дирижер Кирилл Карабица), посвященно теме утраты, горя и возрождения. Опера, основанная на романе Жоржа Роденбаха «Брюгге-ла-Морт», после мировой премьеры в Гамбурге и Кельне покорила публику красотой своей музыки, тревожностью и печалью, которая идеально сочетались с настроением постановки. Для многих потерявших недавно своих любимых, эта опера определенно усиливает ощущение красоты, душевной травмы и печали. 

Опера изображает попытки вдовца Пауля переделать реально существующую, живую, сочную и сексуальную актрису Мариэтту (окруженную поклонниками и и любовниками), в образ его чистой, уже почти святой жены Марии, в память о которой он превратил свой дом в музей памяти.
Все, что происходит потом - его идеалистическая любовь к  умершей жене является плодом воображения Пауля, но это помогает ему забыть о своем горе. Но с самого начала  спектакля режиссер намекает нам, что это - галлюцинация, поэтому исчезает напряжение и двусмысленность всей истории . Мы понимаем, что это все – игра воображения.

Вместо того, чтобы швейцарский тенор Рольф Ромеи в роли главного героя - Пауль преследовал Мариэтту, которая блестяще испрлняет британское сопрано Эллисон Оукс (на фото выше) по улицам Брюгге, как это было в оригинале, режиссер приводит Мариэтту вместе с ее похотливыми компаньонами в его дом - храм памяти жены, и вся ситуация во все более становится сюрреалистической фантасмагорией. 


Рольф Ромеи пел на премьере не всегда ровно: иногда его тон был резким, но он замечательный актер, и страдания  его на сцене настолько реалистичны, будто он действительно проживает судьбу своего героя. Эллисон Оукс звучит достаточно чувственно, ее голос комфортно парит в верхних регистрах: она и Ромеи особенно красиво звучат вместе в в нескольких совместных ариях.

Периодически появляющаяся на сцене в призрачном облачении Мари (актриса Лорен Бридл) либо заново переживает смерть, либо совсем невовремя хватает мужа за руку, останавливая от прелюбодейства. 


Друг Пола Фрэнк (Аудун Иверсен) в фантазии Пола стал неряшливым священником, и якобы любовником той самой Мариэтты, в то время как верная горничная Бригитта


(в середине снимка - британское меццо Сара Коннолли, роскошный выбор для такой роли) уходит в монастырь, в конце концов присоединяясь к вызывающим чувство вины религиозным процессиям, которые монотонно проходят сквозь туман города Брюгги. Проблема в том, что эскалация отношений Пола и Мариетты теряет часть своей ужасающей силы, мы понимаем с самого начала, что ее контекст иллюзорен.

 Норвежский баритон Аудун Иверсен в роли друга Франца (на снимке вместе с Рольф Ромеи) отлично справляется со своей серенадой во втором акте. Тем временем Кирилл Карабиц дирижирует великолепно, удивительно чутко реагируя на смены настроения партитуры и накапливающееся напряжение, а также на печальную, пронизыващуюся красоту звукового мира Корнгольда. Игра и хоровое пение на высоте. 

Чем же кончается эта история? Разрываясь между увлечением новой любовницей и преданностью Мари Пауль совершает убийство. Только все это было не наяву Это был сон! Приход друга попрощаться перед отъездом решил все проблемы: он покидает этот дом, этот город! Он выбирает жизнь.



Л. Яблокова

Фото:Тристрам Кентон

 



Comments

Popular posts from this blog

Prom 63. Bach. Mass in B minor & Prom 57. Larcher. Wagner. Strauss

Barbican. Evgeny Kissin. Один на сцене

ENO. La Boheme