ENO. «Blue»
В Английской национальной
опере состоялась британская премьера оперы «Синий» американского композитора
Джанин Тесори и либреттиста Тейзуэлла Томпсона. Впервые она прозвучала на английском языке на фестивале
Glimmerglass в 2019
году, но создана в 2015, поражая своим пророчеством - убийство Джорджа Флойда полицеским в 2020
году породило мощные протесты Black Lives Matter – жизни черножих имеет значение, важны!
Для Америки это далеко не единичный случай - смерти невинных молодых чернокожих
парней, случайно убитых полицией. В Лондоне опера поставлена режиссером Тинуке
Крейга.
Сюжет несложен. Действие
происходит в Гарлеме. Три чернокожие женщины встречаются, чтобы отпраздновать
скорое рождение ребенка подруги - Матери. Вскоре они узнают, что она замужем за
полицейским, а ребенок, которого она носит - мальчик. Обе новости шокируют их –
мальчики погибают чаще, и нередко – от рук полицейских. В Америке лучше рожать
девочек!
И вот мальчишке, Сыну, уже
16, и он – в полной конфронтации к отцу – полицейскому, его со-товарищам, и
вместе со своими приятелями часто проводит время на митингах и протестах. В один
из вечеров домой он не вернулся. После того, как случилась беда, центр внимания
перемещается на семейные отношения, поскольку родители, друзья Отца – полицейские
и Матери, священник, медсестры – все они пытаются найти выход из этой трагедии.
Однако, актеры играют с
полной убедительностью. Британское сопрано Надин Бенджамин (Мать) трогательна в
своих иллюзиях – перед рождением ребенка, и совершенно потеряна после его гибели.
Американский баритон Кеннет Келлог (Отец и полицейский), являющийся главным
действующим лицом оперы, несколько фленматичен, но когда он на сцене вместе вместе
с Надин, они в полной гармонии друг с другом.
Их сын в исполнении южно-африканского
тенора Звакеле Тшабалалы – отчасти непокорный, но совсем не агрессивный подросток. Милый парнишка! Три подруги Матери,
радовавшиеся его появлению, оплакивают и
его смерть, и эти моменты наиболее драматичны.
Музыка Джанин Тесори под искусным
дирижированием Мэтью Кофи Уолдрена - приятная, в начале второго акта - трогательная, душещипательная, вокальные
партии в основном разговорные и сладкозвучные. В опере много юмора, и зал
периодически взрывается хохотом. Но инертность действия, отсутствие драматического напряжения, ярко
выраженного протеста приводит к тому, что и политический, социальный посыл –
приглушен, даже несмотря на то, что либреттист называет чернокожих мальчиков вымирающим
видом, а отец, сдерживая гнев, поет: «Я
американский ниггер».
В США эта опера была
поставлена уже несколько раз, в ноябре
прошлого года ее смогли посмотреть в Амстердаме, и сейчас - в Лондоне. История,
которую она рассказывает, является специфически американской, но имеет резонанс
повсюду.
Людмила Яблокова
Comments
Post a Comment