ENO. «Blue»

 





 

В Английской национальной опере состоялась британская премьера оперы «Синий» американского композитора Джанин Тесори и либреттиста Тейзуэлла Томпсона. Впервые она прозвучала на английском языке на фестивале Glimmerglass  в 2019 году, но создана в 2015, поражая своим пророчеством  - убийство Джорджа Флойда полицеским в 2020 году породило мощные протесты  Black Lives Matter – жизни черножих имеет значение, важны! Для Америки это далеко не единичный случай - смерти невинных молодых чернокожих парней, случайно убитых полицией. В Лондоне опера поставлена режиссером Тинуке Крейга.

Сюжет несложен. Действие происходит в Гарлеме. Три чернокожие женщины встречаются, чтобы отпраздновать скорое рождение ребенка подруги - Матери. Вскоре они узнают, что она замужем за полицейским, а ребенок, которого она носит - мальчик. Обе новости шокируют их – мальчики погибают чаще, и нередко – от рук полицейских. В Америке лучше рожать девочек!

И вот мальчишке, Сыну, уже 16, и он – в полной конфронтации к отцу – полицейскому, его со-товарищам, и вместе со своими приятелями часто проводит время на митингах и протестах. В один из вечеров домой он не вернулся. После того, как случилась беда, центр внимания перемещается на семейные отношения, поскольку родители, друзья Отца – полицейские и Матери, священник, медсестры – все они пытаются найти выход из этой трагедии.


Опера «
Blue», хотя правильнее было бы назвать ее мюзиклом, -  элегантно оформленное представление. Интересен дизайн сцены (Alex Lowde). Светящийся круг, внутри которого светящийся прямоугольник, пространство которого превращается в простое жилье полицейского, родильный дом, комнату подростка, в то в время как проекция на заднем фоне дает нам представления о Гарлеме, районе Нью-Йорка, где они живут, реальной больнице и тд.

Однако, актеры играют с полной убедительностью. Британское сопрано Надин Бенджамин (Мать) трогательна в своих иллюзиях – перед рождением ребенка, и совершенно потеряна после его гибели. Американский баритон Кеннет Келлог (Отец и полицейский), являющийся главным действующим лицом оперы, несколько фленматичен, но когда он на сцене вместе вместе с Надин, они в полной гармонии друг с другом.

Их сын в исполнении южно-африканского тенора Звакеле Тшабалалы – отчасти непокорный, но совсем не агрессивный  подросток. Милый парнишка! Три подруги Матери, радовавшиеся его появлению, оплакивают и его смерть, и  эти моменты наиболее драматичны.

Музыка Джанин Тесори под искусным дирижированием Мэтью Кофи Уолдрена - приятная, в начале второго акта -  трогательная, душещипательная, вокальные партии в основном разговорные и сладкозвучные. В опере много юмора, и зал периодически взрывается хохотом. Но инертность действия,  отсутствие драматического напряжения, ярко выраженного протеста приводит к тому, что и политический, социальный посыл – приглушен, даже несмотря на то, что либреттист называет чернокожих мальчиков вымирающим видом, а отец, сдерживая гнев,  поет: «Я американский ниггер».

В США эта опера была поставлена уже несколько раз,  в ноябре прошлого года ее смогли посмотреть в Амстердаме, и сейчас - в Лондоне. История, которую она рассказывает, является специфически американской, но имеет резонанс повсюду.

Людмила Яблокова

Comments

Popular posts from this blog

Prom 63. Bach. Mass in B minor & Prom 57. Larcher. Wagner. Strauss

Barbican. Evgeny Kissin. Один на сцене

ENO. La Boheme