Gianandrea Noseda. Beethoven & Shostakovich. Симфония № 13 си-бемоль "Бабий Яр"
Незабываемый концерт! В своей Симфонии №
13 си-бемоль минор Шостакович обратился к человеческому страданию, в то время как Бетховен приветствовал силу человеческого духа в своем
«Императорском» концерте. С исполнения этого опуса и открыл свой концерт итальянский дирижер Джанандреа Нозеда, программа которого была выбрана в том числе и с
пониманием существующих реалий нашей жизни.
«Нет памятника над Бабьим
Яром», где в 1941 году нацистами и укранскими
коллаборационистами были убиты около 100 тысяч человек, в том числе более 33 тысяч евреев. «Капля, отвесная, как грубый надгробный камень. Я боюсь…». Стихотворение «Бабий Яр» Евгения Евтушенко стало предметом многих дискуссий и
споров. В свое время автора обвинили в одностороннем освещении темы, потому что в тексте не
были упомянуты жертвы других
национальностей. Этот факт, однако, не остановил Шостаковича, который, как никто
другой, знал, что такое жить в страхе и жизнь в страхе, и он открыто и смело рассказал о
жертвах тирании, его музыка горит яростью и переполнена болью и печалью.
Стихотворение «Страхи»
Евтушенко написал специально для симфонии. Закончив сочинение симфонии,
Шостакович сыграл и спел её Евтушенко. Уже тогда композитор с трудом играл на рояле.
У него болела рука. Вот как, пишет Википедия, Евгений Евтушенко вспоминает их встречу:
... голос у него был
никакой, с каким-то странным дребезжанием, как будто что-то было сломано внутри
голоса, но зато исполненный неповторимой, не то что внутренней, а почти
потусторонней силой. Шостакович кончил играть, не спрашивая ничего, быстро
повел меня к накрытому столу, судорожно опрокинул одну за другой две рюмки водки
и только потом спросил: «Ну как?»
В этот раз соло исполнил известный в России украинский бас Виталий Ковалев, он привнес драматизм в свое исполнение.
Дирижер Нозеда был великолепен!
В его интерпертации это иногда
душераздирающее, но в конечном счете преображающее произведение прекрасно
сочетает в себе оркестровые, хоровые и сольные партии, и Нозеда, казалось,
уделял внимание именно тогда, когда это было необходимо, часто с
напором, который ясно дает понять, что при всей силе текстов это симфоническая
музыка.
Полное противопоставление музыке Шостаковича - величие и слава великолепного «Императорского» концерта Бетховена. Впервые он прозвучал в Лейпциге в 1811 году, и вскоре был признан неоспоримым шедевром.
Пианист Саймон Трпчески и Джанандреа Нозеда, главный приглашенный дирижер Лондонского симфонического оркестра, предложили интересную интерпретацию этого, одного из самых значительных фортепианных концертов композитора. Нозеда поощрял музыкантов оркестра играть с чувством. Исполнение Трпчески было элегантным.
Джанандреа Нозеда великолепно руководит Лондонским симфоническим хором и оркестром, бас Виталий Ковалевым и македонский
пианист Саймон Трпчески - два уникальных таланта, придавшие этому концерту
серьезность и возвышенность.
Людмила Яблокова
Comments
Post a Comment