BBC Prom 69. Raphaël Pichon, Pygmalion & alternative vision of Mozart’s Requiem
Французский дирижер Рафаэль Пишон, его хор и ансамбль старинной музыки «Пигмалион» представили альтернативное видение «Реквиема» Моцарта, который, как известно, остался незавершенным после смерти композитора. Сегодняшнее переосмысление дополняет популярное завершение ученика Моцарта Зюссмайра дополнительными пьесами, создавая убедительную альтернативную последовательность.
Не каждый возьмет на себя эту амбициозную задачу – переосмыслить незавершенный шедевр Моцарта, раздробив «Реквием» - с его хоровыми монументальными размышлениями о смерти, которые волновали композитора на протяжении всей его жизни, - короткими вокальными песнопениями, принадлежащему перу ученика Моцарта Зюссмайра и друшим неизвестным композитором того периода. Но Рафаэлю Пишон это удалось – его исполнение Моцарта возвышенно и элегантно, продуманно,эффектно, а пение солистов восхищает уточнченностью и непосредственностью.
Дирижер назвал адаптированный вариант Ревиема «биографическим путешествиемвоспоминаний», которые редко можно услышать, как например, «Meistermusik» Моцарта, ранняя хоровая версия масонской похоронноймузыки, и другие церковные песни неизвестных композиторов. Начинается представление и заканчивается пятью строчками,которые Моцарт написал в 1782году для своей жены Констанции, с которым дебютировал на променадесемилетний черный мальчик с ангельским голосом - Малакай Байя.
Сопрано Сандрин Пиау пела вместо больной больной Эрин Морли, ее серебристое сопрано прекрасно контрастировало с удивительно богатым меццо Бет Тейлор. Лоуренс Килсби – обладатель утонченного тенора, Алекс Розен – мощный, непримиримый по звучанию бас. Байо также дал нам одно из замечательных вокальных упражнений,
которые Моцарт написал в 1782 году для своей жены Констанции. Музыканты и хор,
игра и пение были хороши.
Некоторые элементы, когда хористки, разделившись на три группы, повернулись спиной к зрителям, лицом коргану и вторили за Малакаем Байо его строки. Удивительно, как иначе и неожиданно звучало их пение, отраженное от мощных труб органа.
Все было и интересно, и увлекательно, и чувствовалось, какая огромная исследовательская работа была проделана дирижером и ансамблем. Но драматизм моцартовского Реквиема, не достигнув своей кульминации, последовательно, раз за разом,сменялся красивым песнопением. Казалось, следующий оригинальный эпизод Реквием Моцарта, и ты уже почти входишь в это состояние эйфории, предшествующее катарсису, ан – нет. Незнакомая вставка сбивает все чувства и эмоции, остается -разочарование!
Людмила Яблокова
Фото: Крис Христодулу
Comments
Post a Comment