ENO. La Traviata
Я запомню эту Виолетту и ее голос. В ее голосе звенели колокольчики. Высокий, вибрирующий, немного резковатый, но пронзающий, не только душу – что-то эфемерное, но и все тело, будто оно было подключенно к каким-то электрическим частотам. Так в день премьеры «Травиаты» в Английской национальной опере пела американская сопрано Николь Шевалье (Nicole Chevalier).
Это ее дебют на сцене Английской национальной оперы в постановке немецкого режиссера Петера Конвичного, премьера которого прошла в честь двухсотлетнего юбилея Верди в 2013 году, и которая возрождена молодым режиссером Ruth Knight.
Мне нравятся эти
декорации без декораций (дизайнер Johannes Leiacker) - в несколько рядов насыщенного цвета занавесы
цвета бордо, единственный стул, да стопка книг. Дамы в коктельйных платьях и
мужчины в костюмах с бокалами шампанского – а-ля фуршет (столь типичный для
делового и артистичного Лондона) в начале действия. Жилище уединенных
возлюбленных – стопка книг, казино – хаотичное кружение массовки и разбросанные
карты, и… черная пустота сцены. И
Виолетта, уходящая в темную
бездну. Это единственная на моей памяти Виолетта, которой действительно удалось
показать угасание своей героини правдиво и
естественно.
Не знаю, насколько комфортно ощущали себя зрители первого ряда партера, сквозь которых парочку раз пробирался Альфред, но мне понравилось, что зрительнй зал и часть зрителей партера, в том числе и ваша покорная слуга, стали практически участниками оперы. Мне было интересно наблюдать за сценой Жермона -отца (Roland Wood) и сына Альфредо (Joce Simerillа Romero) уже в конце оперы, до которых – протяни руку – я могла бы дотронуться, служанки Аннины. (Sarah-Jane Lewis).
Вернувшись с
покаянием, они оказались не на сцене рядом с Виолеттой, а в партере, среди нас.
Это было нечно потрясающее услышать
вблизи их сочные, насыщенные оттенками голоса.
Увы, они пришли поздно – грань неизбежного, как пропасть (в данном случае - оркестровая яма), навсегда отделила мужчин от умирающей. Как никогда близки к ней, и как никогда – далеки. Дистанция, отстраненность, а она – там. Одна!
Сама Виолетта –
дерзка, отчаянна, чуть-чуть грубовата, но оригинальна. Но не менее интересен в
этой постановке и Альфредо (аргентинский тенор J.S.Romero). Весьма типичный
экземпляр Туманного Альбиона. Несколько неуклюжий, робкий, застенчивый, суетливый,
очки… Типичный geek (гений)
из Imperial Collage London, с выпускниками которого мне довелось встречаться.
Книжка в руках и
вязаный белый джемпер окончательно убедили меня в жизненности этого образа. Его
насильно приводят на вечеринку, насильно знакомят с Виолеттой. Что избалованная
знаменитая куртизанка, роковая брюнетка в изысканном платье насыщенного бордо,
увидела в этом «книжном» недоразумении?
«Травиата» Конвичного на самом деле - не совсем о любви. Это скорее история о том, как женщина, узнавшая о своем страшном диагнозе, пытается отвергнуть сам факт смерти, отказывается примириться с неизлечимой болезнью, и как она использует мужчину в своей попытке если не обмануть смерть, то хотя бы ее замедлить ее приближение. И ей это удается. Трудно было узнать ту, бывшую Виолетту в ее условном жилище за городом. Посвежевшая, отдохнувшая блондинка, в кроссовках, брюках и в рубашке–шотландке, она полна жизни, оптимистична! А счастье – и здоровье - было так возможно, так близко!
И все разрушено? Ради будущего счастья такой же неуклюжей, как ее братец,
девчонки в нелепых очках? Ведь не просьба отца Альфреда трогает Виолетту, а
именно образ сестры Альфреда, по сути, решает ее судьбу. Но примириться с этой
мыслью ей тяжело, и она отталкивает Альфреда, не скрывая злости и раздражения.
В Английской
Национальной опере довольно часто происходящее в спектакле привязывается к
местным обстоятельствам. Эти люди, их мир – легкоузнаваемый, знакомый. Они –
где-то рядом, среди нас.
Еще несколько слов о сопрано – она буквально взорвала наши эмоции, она блестяще контролировала свой голос, и зритель оценил всю ее эмоциональную глубину, великолепный артистизм, искренность, «засыпав» бесконечными аплодисментами.
В пении Joce Simerillа Romero, помимо искренности и лиричности, прослеживалась большая выразительность, блеск, безукоризненность звука. Британский баритон Roland Wood также выглядел убедительным – жестокий, властный отец как по отношению к сыну, так и к юной дочери.
Второстепенные
персонажи - гости Виалетты, респектабельность которых малоприятна, и даже пугающа в
своей выразительности. Гонконгский барион Freddy Tong – бескомпромиссный,
малоприятный барон; британское меццо Amy Holyland– не самая
искренняя подруга Флора, Sarah-Jane Lewis как отзывчивая Аннина, и не лишенный
сочувствия доктор (выразительный бас из Новой Зеландии Jonathan Lemalu).
Дирижер Richard Farnes был бесподобен в такой интенсивной, почти двухчасовой (без антракта) и такой тревожащей «Травиате». Хор - прекрасен! Как всегда!
Зал благодарно приветствовал певцов, музыкантов, вышедших на сцену, всю команду - стоя! Браво!
Людмила Яблокова
На фото Belinda Jiao - Виолетта Николь Шевалье.
Comments
Post a Comment