ENO. La Traviata



Я запомню эту Виолетту и ее голос. В ее голосе звенели колокольчики. Высокий, вибрирующий, немного резковатый, но пронзающий, не только душу – что-то эфемерное, но и все тело, будто оно было подключенно к каким-то электрическим частотам. Так  в день премьеры «Травиаты» в Английской национальной опере пела американская сопрано Николь Шевалье (Nicole Chevalier).

Это ее дебют на сцене Английской национальной оперы в постановке немецкого режиссера Петера Конвичного, премьера которого прошла в честь двухсотлетнего юбилея Верди в 2013 году, и которая возрождена молодым режиссером Ruth Knight

Мне нравятся эти декорации без декораций (дизайнер Johannes Leiacker)  - в несколько рядов насыщенного цвета занавесы цвета бордо, единственный стул, да стопка книг. Дамы в коктельйных платьях и мужчины в костюмах с бокалами шампанского – а-ля фуршет (столь типичный для делового и артистичного Лондона) в начале действия. Жилище уединенных возлюбленных – стопка книг, казино – хаотичное кружение массовки и разбросанные карты,  и… черная пустота сцены. И Виолетта, уходящая в темную бездну. Это единственная на моей памяти Виолетта, которой действительно удалось показать угасание своей героини правдиво и естественно.

Не знаю, насколько комфортно ощущали себя зрители первого ряда партера, сквозь которых парочку раз пробирался Альфред, но мне понравилось, что зрительнй зал и часть зрителей партера, в том числе и ваша покорная слуга, стали практически участниками оперы. Мне было интересно наблюдать за сценой Жермона -отца (Roland Wood) и сына Альфредо (Joce Simerillа Romero) уже в конце оперы, до которых – протяни руку – я могла бы дотронуться,  служанки Аннины. (Sarah-Jane Lewis).

Вернувшись с покаянием, они оказались не на сцене рядом с Виолеттой, а в партере, среди нас.  Это было нечно потрясающее услышать вблизи их сочные, насыщенные оттенками голоса.

Увы, они пришли поздно – грань неизбежного, как пропасть (в данном случае - оркестровая яма), навсегда отделила мужчин от умирающей. Как никогда близки к ней, и как никогда – далеки. Дистанция, отстраненность, а она – там. Одна! 



Сама Виолетта – дерзка, отчаянна, чуть-чуть грубовата, но оригинальна. Но не менее интересен в этой постановке и Альфредо (аргентинский тенор J.S.Romero). Весьма типичный экземпляр Туманного Альбиона. Несколько неуклюжий, робкий, застенчивый, суетливый, очки… Типичный geek (гений) из Imperial Collage London, с выпускниками которого мне довелось встречаться.

Книжка в руках и вязаный белый джемпер окончательно убедили меня в жизненности этого образа. Его насильно приводят на вечеринку, насильно знакомят с Виолеттой. Что избалованная знаменитая куртизанка, роковая брюнетка в изысканном платье насыщенного бордо, увидела в этом «книжном» недоразумении? 

 «Травиата» Конвичного на самом деле - не совсем о любви. Это скорее история о том, как женщина, узнавшая о своем страшном диагнозе, пытается отвергнуть сам факт смерти, отказывается примириться с неизлечимой болезнью, и как она использует мужчину в своей попытке если не обмануть смерть, то хотя бы ее замедлить ее приближение. И ей это удается. Трудно было узнать ту, бывшую Виолетту в ее условном жилище за городом. Посвежевшая, отдохнувшая блондинка, в кроссовках, брюках и в рубашке–шотландке, она полна жизни, оптимистична! А счастье – и здоровье - было так возможно, так близко! 



И все разрушено? Ради будущего счастья такой же неуклюжей, как ее братец, девчонки в нелепых очках? Ведь не просьба отца Альфреда трогает Виолетту, а именно образ сестры Альфреда, по сути, решает ее судьбу. Но примириться с этой мыслью ей тяжело, и она отталкивает Альфреда, не скрывая злости и раздражения.

В Английской Национальной опере довольно часто происходящее в спектакле привязывается к местным обстоятельствам. Эти люди, их мир – легкоузнаваемый, знакомый. Они – где-то рядом, среди нас.

Еще несколько слов о сопрано – она буквально взорвала наши эмоции, она блестяще контролировала свой голос, и зритель оценил всю ее эмоциональную глубину, великолепный артистизм, искренность, «засыпав» бесконечными аплодисментами. 



В пении Joce Simerillа Romero, помимо искренности и лиричности, прослеживалась большая выразительность, блеск, безукоризненность звука. Британский баритон Roland Wood  также выглядел убедительным – жестокий, властный отец как по отношению к сыну, так и к юной дочери.

Второстепенные персонажи - гости Виалетты, респектабельность которых малоприятна, и даже  пугающа в своей выразительности. Гонконгский барион Freddy Tong – бескомпромиссный, малоприятный барон; британское меццо Amy Holyland– не самая искренняя подруга Флора, Sarah-Jane Lewis как отзывчивая Аннина, и не лишенный сочувствия доктор (выразительный бас из Новой Зеландии Jonathan Lemalu).

Дирижер Richard Farnes был бесподобен в такой интенсивной, почти двухчасовой (без антракта)  и такой тревожащей «Травиате». Хор - прекрасен! Как всегда!

Зал благодарно приветствовал певцов, музыкантов, вышедших на сцену, всю команду - стоя! Браво!

 

Людмила Яблокова

На фото Belinda Jiao - Виолетта Николь Шевалье.



















 

Comments

Popular posts from this blog

Prom 63. Bach. Mass in B minor & Prom 57. Larcher. Wagner. Strauss

Barbican. Evgeny Kissin. Один на сцене

ENO. La Boheme