ENO. 7 Death of Maria Callas
Экстравагантный и амбициозной
проект Марины Абрамович, в совместной постановке которой участвовали шесть оперных театров Европы, в том числе Английской
Национальной оперы, достиг Туманного Альбиона. А началось триумфальное шествие «7 Смертей
Марии Каллас» еще в сентябре 2020 года с мировой премьеры в Мюнхене. И вот
теперь - долгожданная британская
премьера в Коллизее, оперном доме Лондона.
Марина Абрамович — сербская художница-концептуалист и перформанс. Ее работы исследуют боди-арт, искусство выносливости, отношения между исполнителем и аудиторией, пределы тела и возможности разума. В свои 76 лет она стала первой художницей, ставшей предметом крупной сольной ретроспективы в Королевской академии в Лондоне. Работы Абрамович постоянно приносят дискомфорт, как ей, так и публике.
«7 смертей Мария Каллас», как вы уже, наверно, догадались, это семь ее самых важных оперных ролей, в которых героиня умирает. Это Виолетта из «Травиатты», Мадам Баттерфлай, Кармен, Дездемона из «Отелло», Люсия де Ламмур и жрица из «Нормы».
Весь первый акт – 60 минут
- Марина Абрамович (она же - Мария Каллас ) лежит в постели с закрытыми глазами. Видео
проекция рассказывает историю смерти каждой ее героини, в которой опять-таки снимается
Абрамович на пару с актером Уиллемом Дефо.
Музыка сербского
композитора Марко Никодиевича – это по сути атмосферный звуковой фон - низкий
грохот, свист, пульсирующие синтезаторные аккорды – и комментарии голосом Марины Абрамовича, в которых иногда сложно
разобраться.
Каждая ария исполняется разными сопрано, и исполняются они достойно - Айгуль Ахметшина в роли Кармен, Флория из «Тоски» Эльбениты Кайтази, из Косово, Виолетта японской сопрано Эри Накамура, Чио Чио Сан корейской сопрано Кара Сан, Норма Софии Беван, Дездемона британской сопрано Надин Бенджамин, а также Люсия британской сопрано Сары Тайнан.
Но никто из даже близко не напомнил нам Каллас. Разве только сама Марина Абрамович, беззвучно
открывающая рот, имитируя Casta Diva Каллас, чей неповторимый
голос невозможно спутать ни с кем другим.
Так что же это такое было – в течение 90 минут. Нам напомнили о постепенно - роль за ролью - умирающей на сцене в течение двадцати лет своей карьеры певице, обреченная на смерть так же, как и ее героини?
О ее романе с
миллионером Аристотелем Онассисом, закончившемся его свадьбой с Джеки Кеннеди?
О ее одинокой смерти в своей парижской
квартире в 1977 году?
Марине Абрамович было
16 лет, она впервые услышала голос Каллас по радио. В интервью New York Times она сказала: «Я прочитала восемь биографий… и там было так много сходства (между Марией Каллас и Мариной Абрамович), которое я вижу в себе. Мы Стрельцы, одинаковые; у нас были плохие матери».
Наверно, этого достаточно, чтобы взять самую великолепную музыку, семь самых популярных арий, пригласить самые лучшие голоса, снять семь коротких видероликов убийства каждой героини ( в исполнении Марины); пролежать без движения 60 минут, а потом выйти на сцену в в ослепительном золотом платье, на каждый дюйм напоминающий диву...
И назвать все это оперой?
Performance – исполнение,
представление, спектакль, действие, работа на публику!
Людмила Яблокова
Photo Tristan Kenton
Comments
Post a Comment