ENO. The Magic Flute
Реальные и совершенно
сверхъестественные фантастические события XV111 века наблюдали мы вчера с
помощью современных спецэффектов и технологий в новаторской постановке оперы
«Волшебная флейта» режиссера Саймона МакБерни (Simon McBurney).
Саймон МакБерни - известный актер, писатель, режиссер, создавший более тридцати постановок, как и вся его команда, трепетно отнеслись как к классическому тексту, так к музыкальному шедевру Моцарта. Трепетно и смело! Режиссер возрoждения Rachhel Hewer, дизайнер сцены - Марк Левин (Mark Levine), свет Джинa Калманa (Jean Kalman), костюмы Никки Гиллибрэнд (Nikki Gliiibrand).
Царица ночи в интерпретации МакБерни из властной и цветущей дамы превратилась в убогую старуху в инвалидном кресле, страдающую артритом: обезумевшая мать, ищущая примирения со своей дочерью.
Отвратительнейший Оратор - прообраз Сатаны, с жидкими сальными волосами, с похотливым взглядом. Три дамы из свиты Царицы ночи – это же настоящие «валькирии». Три мальчика - ангелы спасители – бесплотные духи. И эти духи-спасители, и их скрюченные, скособоченные временем, но все еще мальчиковые силуэты, и то, как они появлялись на сцене – парящими среди редких облаков, и их ангельские голоса – возможно ли было – технически и вокально - исполнить лучше?
Кстати, и музыканты оркестра были приподняты из оркестровой ямы, и мы могли видеть их лица, они тоже стали активными участниками постановки, так или иначе подыгрывая певцам. Флейтистка оркестра вышла на сцену и совершенно очаровательно сыграла знаменитый эпизод, и это было неожиданно и мило. Вдохновленно подыгрывал Птицелову на малоизвестном музыкальном инструменте челеста настоящий музыкант, отлучившийся словно бы нечаянно в самый нужный момент и вернувшийся с картонным стаканчиком с кофе. Их такое множество – милых простых деталей, чрезвычайно ожививших действие.
Впервые в Колизее, в оперной постановке, как в кино, использовали звуковые эффекты, позволившие создать атмосферу совершенного сходства визуального и звукового миров. К счастью, имитация громов, шум дождя, возня Папагено с бутылками исполнялась во время музыкальных пауз. А простой двойной листок в руках массовки и даже музыкантов оркестра более чем правдиво изобразил трепетание летающих птиц.
Слева от сцены находилась
установка, и экран проектировал все то, что на наших глазах рисовалось простым
мелком на простой черной доске. Иногда мелок или губка для стирания начинали
вдруг последовательно следовать в такт музыке, ускоряя темп или замедляя, и
этот такой пустяшный трюк вызывал улыбку.
На четырех
стальных тросах свисает квадрат, под которым и на котором и происходят все
события. Периодически он меняет ракурс и угол, представляя то потайное место
Оратора, с которого он похотливо подглядывает за дочерью Королевы, то
становится местом «боевых» действий трех «валькирий» из свиты Царицы Ночи, то,
окруженный стульями, этот квадрат превращается в стол заседаний, и Зарастро
объявляет о чрезвычайно сложной ситуации, сложившейся в стране: в эти минуты Английская
Национальная опера, несмотря на многочисленные усилия, переживает острый
кризис, который может закончиться тем, что театр переедет из Лондона в
Манчестер.
Добавленные видео проекции
стопы книг по обеим сторонам дополняют иллюзию обиталища мудрых. Тот же черный
квадрат становится и невидимой основой, на которой – словно парят по небу в
лёгких прозрачных облаках – три духа.
Сцена в целом представляет мрачное зрелище. Но это же царство тьмы. И все в этой постановке - взаимосвязано, продуманно, умно! Но - эффект неожиданности, непредсказуемости – налицо. И это важно для театра, который нуждается в новом зрителе – молодом зрителе. Это «Волшебная флейта» Моцарта – для нового зрителя Колизея.
Американская сопрано Р. Краузе
(Rainelle Krause) дебютировала как Царица ночи: она безупречно исполнила колоратурные
пассажи; интересна как актриса, хотя ее
роль в этой постановке лишена былого величия.
О, как великолепен был Сарастро – мощный, сладкозвучной канадский бас Джон
Релиэй (John Relyea). В современном костюме, не в мантии, он сохраняет свою величественность и харизму.
Воинствующие и сексуально озабоченные отчаянные феминистки, то есть три Дамы - британское сопрано Carrie-Ann Williams и британские меццо Amy Holyland & Stehnie Wake- Edwards (на фото 2 и 3).
Дебютировала на сцене
Колизея молодая и талантливая Эрина ЯшИма (Erina Yashima), японская дирижер,
родившаяся в Германии. Ее искрящееся, живое дирижирование трудно забыть.
Это был прекрасный вечер в
Колизее!
Людмила Яблокова
Фото Manuel Harlan
Comments
Post a Comment