ENO. The Handmaid's Tale



Yважаемый мной коллега, который вперые смотрел эту постановку оперы "Рассказ служанки" еще в 2003 году, писал: «мало кто из нас (оперных критиков) думал, что у этой работы есть большие шансы на возрождение».

 Тем не менее, возрождение состоялось, и второй спектакль в лондонском Колизее начался при заполненном партере. 

У

               Кейт Линдси в роли Оффред (на коленях) и вооруженная охранница

Опера «Рассказ служанки», созданная по мотивам романа-антиутопии канадской писательницы Маргарет Этвуд - произведение своеобразное. Не роман, ставший международным бестселлером и по-настоящему культовой книгойпо которому в 2017 году телеканал Hulu выпустил одноименную экранизацию в виде сериала, имевшую огромный успех. Я говоре об опере.

Но неужели всякое литературное произведение  - материал для оперы? 

С другой стороны, я читаю в аннотации, что это «одна из самых мощных опер века» (согласна абсолютно в отношении книги). Тогда почему же уже на втором представлении в первом акте и с первых рядов партера потянулись на выход зрители - группками и по отдельности, а после перерыва – свободных мест в партере стало явно прибавилось, не могу судить про балконы? 

А потому, что за билеты в партере эти молодые парни и девушки не платили ни пенса. Согласно новой политике ENO по привлечению молодежи в оперный мир: зрители до 21 года могут получить бесплатные билеты на все постановки; также предлагаются билеты со скидкой для молодых людей в возрасте 21-35 лет. Вдобавок ко всему, некоторые билеты на все спектакли начинаются с 10 фунтов стерлингов.

К сожалению, спросить их мнение об опере, об увиденном-услышанном было невозможно, но вряд ли эта молодежь, спешившая поскорее покинуть театр ради ночной дискотеки, вряд ли она вернется сюда вновь. Боюсь,  любовь к опере бесплатным билетом не купить.

И зритель, истинный любитель оперы, это знает.

         Оффред в исполнении Кейт Линдси в красном

Причины, заставившие театр вернуться к этой «опере», как я понимаю, может быть только две: опера рассказывает историю женщины с феминистской точки зрения, как призыв к восстанию, и это точка зрения, как говорится, "в теме"! Либреттист Пол Бентли подчеркивает ритуальные элементы тоталитарной системы, напоминающие современному зрителю об Афганистане и талибских религиозных законах

И второе - это самоотверженное – и в физическом, и в ментальном плане -  поистине жертвенное выступление американской меццо Кейт Линдси (на снимках выше и ниже) в роли Оффред, одной из многих «служанок», предназначение которых - рожать детей для жен влиятельных мужчин в диктоторской Республике Гилаад, бывших Соединенных Штатах Америки. Ее роль тяжела во многих смыслах, это не пение, а надрыв! 


Сама постановка Аннилиз Мискиммон, возрожденная здесь Джеймсом Херли, производит странное впечатление.  Немузыка датского композитора Пола Рудерса (Paul Ruders) пытается создать непростую атмосферу: зловеще звучат тубы, струнные издают жуткие повизгивания и не в тон, с другой стороны, монотонность и повторяемость - под неизменные  ритмичные удары перкуссии, лишенные оперно-драматического смысла, но наполняющие партитуру тревожным напряжением. Присутствуют и относительно лирические мотивы, особенно, когда речь идет о прошлом.

                                                           Прошлое (слева)  и настоящее Оффред

В постановке приняли также участие: сопрано Рэйчел Николс как тетушка Лидия, ответственная за обучение служанок. Американский бас Джеймс Кресвелл в роли Командора, которого обслуживает Оффред. Его жену, Серену Джой исполнила американская контральто Эйвери Амеро, а  Джанин поет валлийское сопрано  Риан Лоис. Надин Бенджамин дебютировала в роли бунтовщицы Мойры, оказавшейся и спасшейся в итоге в бордели, куда Командор привел и Оффред (на фото ниже). О дирижере Жоан Карнейро известно, что она специализируется на современной музыке. Мой поклон музыкантам оркестра Английской Национальной оперы и солистам хора.

Я обожаю Английскую Национальную оперу! Это будет невозвратная потеря для Лондона, если театр заставят-таки перехать. Я подписываю разные петиции в поддержку ENO, музыкантов и хора, но это не помогает, но, кажется, бесплатные билеты и претендующие на оригинальность новооперы только усугубляют кризис! 

А проблема решается просто. ENO - в наш век супер технологий, где субтитры - атрибут, дающий ключ к пониманию любой оперы, на любом языке, время ПЕТЬ на языке оригинала, как в Королевсок опере. Колизиум  - прекрасная альтернатива Ковент Гардену!

Людмила Яблокова








Comments

Popular posts from this blog

Prom 63. Bach. Mass in B minor & Prom 57. Larcher. Wagner. Strauss

Barbican. Evgeny Kissin. Один на сцене

ENO. La Boheme