ENO. The Handmaid's Tale
Опера «Рассказ служанки», созданная по мотивам романа-антиутопии канадской писательницы Маргарет Этвуд - произведение своеобразное. Не роман, ставший международным бестселлером и по-настоящему культовой книгойпо которому в 2017 году телеканал Hulu выпустил одноименную экранизацию в виде сериала, имевшую огромный успех. Я говоре об опере.
Но неужели всякое литературное произведение - материал для оперы?
С другой стороны, я читаю в аннотации, что это «одна из самых мощных опер века» (согласна абсолютно в отношении книги). Тогда почему же уже на втором представлении в первом акте и с первых рядов партера потянулись на выход зрители - группками и по отдельности, а после перерыва – свободных мест в партере стало явно прибавилось, не могу судить про балконы?
А потому, что за билеты в
партере эти молодые парни и девушки не платили ни пенса. Согласно новой политике ENO по привлечению молодежи в оперный мир: зрители
до 21 года могут получить бесплатные билеты на все постановки; также предлагаются
билеты со скидкой для молодых людей в возрасте 21-35 лет. Вдобавок ко всему, некоторые
билеты на все спектакли начинаются с 10 фунтов стерлингов.
К сожалению, спросить их мнение об опере, об увиденном-услышанном было невозможно, но вряд ли эта молодежь, спешившая поскорее покинуть театр ради ночной дискотеки, вряд ли она вернется сюда вновь. Боюсь, любовь к опере бесплатным билетом не купить.
И зритель, истинный любитель оперы, это знает.
Оффред в исполнении Кейт Линдси в красном
Причины, заставившие театр вернуться к этой «опере», как я понимаю, может быть только две: опера рассказывает историю женщины с феминистской точки зрения, как призыв к восстанию, и это точка зрения, как говорится, "в теме"! Либреттист Пол Бентли подчеркивает ритуальные элементы тоталитарной системы, напоминающие современному зрителю об Афганистане и талибских религиозных законах
И второе - это самоотверженное – и в физическом, и в ментальном плане - поистине жертвенное выступление американской меццо Кейт Линдси (на снимках выше и ниже) в роли Оффред, одной из многих «служанок», предназначение которых - рожать детей для жен влиятельных мужчин в диктоторской Республике Гилаад, бывших Соединенных Штатах Америки. Ее роль тяжела во многих смыслах, это не пение, а надрыв!
Сама постановка Аннилиз Мискиммон, возрожденная здесь Джеймсом Херли, производит странное впечатление. Немузыка датского композитора Пола Рудерса (Paul Ruders) пытается создать непростую атмосферу: зловеще звучат тубы, струнные издают жуткие повизгивания и не в тон, с другой стороны, монотонность и повторяемость - под неизменные ритмичные удары перкуссии, лишенные оперно-драматического смысла, но наполняющие партитуру тревожным напряжением. Присутствуют и относительно лирические мотивы, особенно, когда речь идет о прошлом.
Прошлое (слева) и настоящее Оффред
В постановке приняли также участие: сопрано Рэйчел Николс как тетушка Лидия, ответственная за обучение служанок. Американский бас Джеймс Кресвелл в роли Командора, которого обслуживает Оффред. Его жену, Серену Джой исполнила американская контральто Эйвери Амеро, а Джанин поет валлийское сопрано Риан Лоис. Надин Бенджамин дебютировала в роли бунтовщицы Мойры, оказавшейся и спасшейся в итоге в бордели, куда Командор привел и Оффред (на фото ниже). О дирижере Жоан Карнейро известно, что она специализируется на современной музыке. Мой поклон музыкантам оркестра Английской Национальной оперы и солистам хора.
Я обожаю Английскую Национальную оперу! Это будет невозвратная потеря для Лондона, если театр заставят-таки перехать. Я подписываю разные петиции в поддержку ENO, музыкантов и хора, но это не помогает, но, кажется, бесплатные билеты и претендующие на оригинальность новооперы только усугубляют кризис!
А проблема решается просто. ENO - в наш век супер технологий, где субтитры - атрибут, дающий ключ к пониманию любой оперы, на любом языке, время ПЕТЬ на языке оригинала, как в Королевсок опере. Колизиум - прекрасная альтернатива Ковент Гардену!
Людмила Яблокова
Comments
Post a Comment