ENO. Jenifa
Прекрасная опера, великолепный
актерский состав, трогательная, волнующая душу, лирическая музыка Яначека, замечательная
концовка.
Это страстная психологическая
драма, с глубоким анализом природы ее героев, религиозных причуд, гендерных
противоречий, однако, вряд ли могла иметь место в восьмидесятых годах прошлого
века, куда ее перенес режиссер постановки Дэвид Олден.
При всей снисходительности запада к «отсталости» Восточной Европы страна Яначека в этот период не так уж отличалась от продвинутой Европы. Мне жаль, что вместо того, чтобы показать живописный уголок Чехии, коих множество, рядом с колоритной мельницей, богатым – судя по содержанию – домом Костельнички, реальную самобытность, традиции и причудливость этого славянского народа народа (поражающих многих туристов идентичностью с соседней Германией), на сцене мы увидели - далекие от реальности - производственно-индустриальный дизайн с чумызыми полупьяными работниками, обезличенный cancel-flat и не только, более типичный для развитого запада. Досадно!
Но удивительно только, что актеры даже при таком антураже (staging Charles Edwards) и в таких костюмах удивительно точно воссоздали драму Яначека.
А писал он свою третью оперу «Енуфа» во время болезни
своей дочери, Олюшки. Согласно воспоминаниям его горничной Мары Стрекаловой,
чем тяжелее было состояние больной Олюшки, тем она была сильнее очарована
музыкой новой оперы её отца. Будучи очень чувствительным человеком,
Яначек вложил в своё произведение всю боль и страдания своей дочери, воплотившиеся
в музыке в страдания Енуфы. А жёсткая деспотичная любовь сторожихи костёла по
его же словам, есть отражение его собственного характера. После смерти дочери
Яначек посвятил оперу памяти своей дочери Олюшки.
-X5.jpg)
Photo Ellie Kurttz
Comments
Post a Comment