Barbican. Mahler's Third Symphony


 Симфония, «подобная миру», открывающая «человека, драму, правду, самую безжалостную правду!». «Она должна охватывать всё! Из высказываний самого Малера.

И это прочувствовал каждый, кто находился в этот вечер в Барбикан Холл на концерте Лондонского Симфонического оркестра, где исполнялась Третья Симфония Маляра. Дирижировал Michael Tilson Thomas.

Громогласное, торжественное и пасторальное, длительное разнообразие, фанвары и обилие перкуссии – звуки и мелодии вступительной части; летние мотивы «О чем говорят мне цветы и луга» - более интимные оттенки, фольклорные мотивы, изящная партитура, почти физическое ощущение  лета, благоухание цветов, перепевы птиц.

После минутной паузы после первой части, пространство Барбикан Холла наполнилось звуками мира животных – подчас жуткими, напряженными – и трудно мне  не согласиться с композитором: в его симфонии вся флора и фауна, «вся природа обретает голос». Даже если бы кто-то очень далекий от музыки, ранее никогда  не слышавший этой симфонии, впервые услышал ее, не напрягая себя, он бы безусловно понял, о чём она. Заканчивается эта часть яростный фортиссимо всего оркестра.

И заключительная часть «Что говорит мне любовь» - одна из самых волшебных и атмосферных произведений. В его основе лежит соло на валторне, звучащее «издалека».

Музыка Малера говорит сама за себя, она очень выразительная, частично музыкальная, частично сказочная, но всегда убедительная. Это осмысление мира в музыке.

Изюменкой вечера было небольшое, но прочувственное выступление меццо-сопрано Элис Кут и группы альтов Лондонского симфонического хора и хора мальчиков Tiffin.

Дирижер Майкл Тилсон Томас с прекрасной малеровской родословной и великолепным оркестром снова появится в Барбикан Холле скорее всего в его заключительном концерте -  на праздновании 80-летия дирижера, о которой было анонсировано в программе сезона 2024/25. Тогда будет представлена симфонией Малера «Воскресение».

Я же снимаю свою шляпку и преклоняю колено перед музыкантами Лондонского Симфонического оркестра, столько успешно проведшим почти двухчасовой исполнение труднейшей симфонии сквозь все штормы  ее и бури при практически символическом вмешательстве своего «капитана». Стоячими аплодисментами мы чествовали музыкантов!

 

Людмила Яблокова

 

Comments

Popular posts from this blog

Barbican. Evgeny Kissin. Один на сцене

ENO. «Blue»

ENO. The Marriage of Figaro