BBC Proms 16. C. Miller & D. Shostakovich Symphony No 4
Lawrence Power, viola
BBC Philharmonic, John Storgårds, conductor
Премьера концерта
для альта канадского композитора Кассандры Миллер под названием «Я не могу
любить без трепета», написанного специально для ведущего исполнителя,
талантливого скрипача Лоуренса Пауэра, открыла BBC Proms 16.
И название, и цитаты, предваряющие четыре стиха и
заключительную каденцию принадлежат французскому философу Симоне Вейль, который
по словам композитора, познал «основную человеческую потребность скорбеть».
Пронзительные и жалобные,
монотонные, то затихающие, умирающие, но набирающие объем звуки альта,
заимствованны из погребального плача в горах Эпира на севере Греции, медленно
пульсируют аккорды оркестра, но вдруг внезапно стремительное соло-пикколо заявляет
о начале каденции альта, заверщающиме
жалобным плачем.
Это оригинальное и утонченное, умиротворяющее произведение, слушать которое оказалось наслаждением.
После перерыва продолжается
серия знаменитая записей Шостаковича, и Филармонический оркестр BBC и главный дирижер Джон Сторгордс дпли нпм
аозможность прослушать одну из з самых смелых симфоний компоитора No 4 -, мрачное, но невероятно мощное
произведение, написанное в 1936 году, но которое было отозвано из-за опасений
репрессий со стороны Иосифа Сталина, который разгромно осудил оперу Шостаковича
«Леди Макбет Мценского уезда».
Неожиданное,
резкое нервное начало, где каждый нерв музыки звечит, и музыканты оркестра даже
не пытаются сгладить эту грубость. Но
рассказ Джона Сторгордса именно и сосредоточен
на этом. Эта огромная партитура была великолепно сыграна расширенным
филармоническим оркестром BBC. Даже
кульминациям первой части, казалось, не хватало настоящей интенсивности:
эпизоды располагались как фриз, а не складывались в убедительное целое. Эта
тенденция представить симфонию в самостоятельных единицах стала еще более
выраженной в финале, который не нуждается в поощрении для болтовни, но здесь
действительно выглядел как альбом гротескных снимков, ярких, конечно, но
эффективно уменьшающих воздействие одного из Величайшие симфонии ХХ века.
Comments
Post a Comment