ENO. Rigoletto
Популярная постановка известного оперного режиссера Джонатана Миллера «Риголетто» Верди, впервые поставленная в Английской национальной опере более 40 лет назад, актуальна как никогда, хотя события в ней происходят в 50-х годах прошлого века в маленькой Италии в Нью-Йорке.
Созданная по мотивам пьесы - Гюго «Король забавляется», эта поставка о любви молодой и не знающей жизни девушки, мести уязвленного в самое сердце отца, предательстве "соратников", напоминает "Крестного отца".
Пошлый, развратный герцог со своей бандой гангстеров, чувствующихсебя фривольно в откупленном ими гостинице и в баре, где наш шут Риголетто выступает в роли шутливого однорукого бармена
Темная драма разыгрывается на фоне соответствующей череды темных городских фонов, искусно освещенных Робертом Брайаном и реконструированных Патриком Робертсоном и Розмари Верко: полуосвещенные многоквартирные дома в центре города, паутина нью-йоркских пожарных лестниц, ярко освещенный прибрежный бар злодея Спарафучиле.
Этот вечер был триумф оркестр Английской Национальной оперы, чутко управляемый британским дирижером Ричардом Фарнс, а также хор и солисты первзошли себя, следуя задумкам композитора, представляющего Риголетто «почти как непрерывное крещендо эмоций"
Британская сопрано Робин Аллегра Партон в роли жестоко обманутой и жестоко изнасилованной Джильды идеально вписалась в эту роль, невинность которой певице удалось великолепно и достоверно передать, также, как и ее уязвимость и скрытую - на свое несчастье - непокорность.
Ее лирическая колоратура переливалась ясно и легко. Заключительная сцена была выразительн , продемонстрировавшая силу и решимость, вызывающая восхищение, если бы это не стоило ей жизни. Но вечер, был триумфом сопрано!
Американский баритон Уэстон Хёрт, дебютировавший в Великобритании как Риголетто пел с богатой вокальной теплотой и резонансом, но моя память услужливо реставрировала Риголетто в исполнении российского баритона Хворостовского нКоролевской оперы. И хоть был он одет в лохмотья, а не в белый пиджак бармена, превзойти Уэстону Херт Хвовростовского вряд ли когда удастся .
Гангстер Дюк занимает центральное место в сюжете и требует большего, чем кристальный тенор, чтобы развить этот образ. Китайский Юнчжао Юй владеет мощным и чистым тенором, но этого недостоточно, чтобы поверить "на слово".
Зловещийкиллера Спарафучиле (бас Уильям Томас) исполнил свою роль великолепно, а как Маддалена (контральто Эми Холиленд) придала финальным моментам оперы дополнительную глубину.
Людмила Яблокова
А вот еще одна моя рецензия на "Риголетто" ENO от 2014 года.
https://www.operanews.ru/14030204.html
«Риголетто» из джентльменского клуба


Новым этот «Риголетто» Английской Национальной Оперы был только для Лондона. На самом деле постановка начала свою жизнь почти пятнадцать лет тому назад в Чикаго, затем была забыта и восстановлена на пару с Канадской Оперой, только в Торонто увидели восстановленную версию первыми.
Однако, такой «Риголетто» подходит Лондону, вписывается в его реалии, если уж не современные, то, однозначно, прошлых веков. Хотя, подобные клубы джентльменов (теперь и дам-с) с наступлением сумерек приветливо зажигают свои факелы в элегантном лондонском районе Мэйфэя каждый вечер и сегодня. Поверьте мне – абсолютно с тем же интерьером. А лондонская публика, приученная Английской Национальной Оперой к непредсказуемым интерпретациям и новаторству, заполнившая в этот вечер театр до отказа, однозначно настроилась на неожиданное драматургическое приключение.
Вся сцена представляет собой огромную гостиную клуба джентльменов викторианской эпохи – с дубовыми панелями, огромнейшим камином, картинами, пальмами, с персидскими коврами (сценография Майкла Левина), словом традиционный набор, которому находится только единственный синоним – очень по-английски. Этот набор не меняется, за исключением нескольких деталей на протяжении спектакля. Нет дворца в Мантуе, нет убогого жилища Риголетто, нет продуваемой всеми ветрами хижины убийцы Спарафучиле. Нет реки, мешка, а Риголетто находит свою умирающую дочь в полупустой гостиной, на и под белыми простынями, обсыпанную лепестками жгучих алых роз! Красиво! Эстетично! И зрителям эта элегантность понравилась.
Джентельменский клуб предполагает доминанту мужской половины человечества, томно развалившейся в викторианских креслах, но вместо феодальных интриг предлагаются другие – политические, финансовые, и только одна линия остается неизменной - парадигма мужчины 19-го века, чья сила строится на подчинении женщин. Так же, впрочем, как и в 16 веке, откуда берет свое начало история о Риголетто.
Риголетто у постановщика Кристофера Олдена – огромный, с трудом передвигающий ноги, и во фраке, цилиндр которого в какие-то моменты подменяется на колпак дурака. На эту партию был приглашен гавайский баритон Куин Келси, обладатель мощного голоса, преуспевший на лучших оперных сценах, исполняя репертуар Верди и Пуччини. Он пел легко и уверенно, его верхние и нижние ноты безукоризненны, а пение в целом – впечатляюще с самого первого звука.
Сопрано Анна Кристи, певшая Джильду, часто выступает на сцене Колизиума - она исполняла здесь Лючию, Клеопатру, Титанию. В первом акте она звучала несколько нервно, впрочем, технически безупречно. Во втором обрела уверенность. Однако ей не хватает хрупкости, невинности Джильды, всегда вызывающей зрительские симпатии. Если только такое толкование героини – не есть интерпретация режиссера, желающего подчеркнуть брутальную мысль: женщина здесь выступает единственно как объект мужского желания.
Тенор Барри Бэнкс, также весьма востребованный Английской Национальной оперой, в роли Герцога парил на всех верхних нотах, и его песенка про женскую неверность звучала игриво и зазывающе.
Спарафучиле Питера Роуза, хотя и должен был представлять аморальность власти, не так уж и страшен, весьма добродушный убийца, почти джентльмен! Как и Дэвид Стаут – Монтероне. Оба певца выступили достойно.
А литовской меццо-сопрано Юстине Грингите в роли Маддалены – небольшой и эпизодической – удалось, тем не менее, привнести в спектакль изюминку, порадовав зрителя сочным, волнующим голосом. Певица хорошо известна в Лондоне. Закончив Королевской валлийский колледж музыки и драмы и студию Лондонской Национальной оперы, она два сезона была членом деятелей искусств «Jette Parker Young Artists Programme» – программы, базирующей в Королевской опере и призванной находить молодых певцов и помогать им.
Меццо-сопрано Диана Монтегю наделила Джованну темной двусмысленностью, но, возможно, таким было видение этого образа Олденом.
Хор большую часть времени звучал впечатляюще. Оркестр Грэма Дженкинса был энергичен, а дирижер отличился тонким и эффективным воплощением нюансов.
Видение оперы Кристофером Олденом вряд ли совпадает с трактовкой самого Верди, сочувствовавшего своему антигерою, сосредоточившемуся на главном – отношении отца и дочери, в то время как в этой постановке есть намек на то, что эти отношения явно выходят за рамки отцовского попечительства. Отброшена традиционная трактовка оперы, дабы показать иной музыкально-психологический и драматический аспект. Но достигнута ли при этом цель? Боюсь, нам так не удалось до конца прочувствовать трагедию. Хотя вечер, проведенный в Колизеуме, был однозначно не лишен приятности.
Автор фото — Alastair Muir
Новым этот «Риголетто» Английской Национальной Оперы был новым только для Лондона. На самом деле постановка начала свою жизнь почти пятнадцать лет тому назад в Чикаго, затем была забыта и восстановлена на пару с Канадской Оперой, только в Торонто увидели восстановленную версию первыми.
Однако, такой «Риголетто» подходит Лондону, вписывается в его реалии, если уж не современные, то, однозначно, прошлых веков. Хотя, подобные клубы джентльменов (теперь и дам-с) с наступлением сумерек приветливо зажигают свои факелы в элегантном лондонском районе Мэйфэя каждый вечер и сегодня. Поверьте мне – абсолютно с тем же интерьером. А лондонская публика, приученная Английской Национальной Оперой к непредсказуемым интерпретациям и новаторству, заполнившая в этот вечер театр до отказа, однозначно настроилась на неожиданное драматургическое приключение.
Вся сцена представляет собой огромную гостиную клуба джентльменов викторианской эпохи – с дубовыми панелями, огромнейшим камином, картинами, пальмами, с персидскими коврами (сценография Майкла Левина), словом традиционный набор, которому находится только единственный синоним – очень по-английски. Этот набор не меняется, за исключением нескольких деталей на протяжении спектакля. Нет дворца в Мантуе, нет убогого жилища Риголетто, нет продуваемой всеми ветрами хижины убийцы Спарафучиле. Нет реки, мешка, а Риголетто находит свою умирающую дочь в полупустой гостиной, на и под белыми простынями, обсыпанную лепестками жгучих алых роз! Красиво! Эстетично! И зрителям эта элегантность понравилась.
Джентельменский
клуб предполагает доминанту мужской половины человечества, томно развалившейся
в викторианских креслах, но вместо феодальных интриг предлагаются другие –
политические, финансовые, и только одна линия остается неизменной - парадигма
мужчины 19-го века, чья сила строится на подчинении женщин. Так же, впрочем,
как и в 16 веке, откуда берет свое начало история о Риголетто.
Риголетто у
постановщика Кристофера Олдена – огромный, с трудом передвигающий ноги, и во
фраке, цилиндр которого в какие-то моменты подменяется на колпак дурака. На эту
партию был приглашен гавайский баритон Куин Келси, обладатель мощного голоса,
преуспевший на лучших оперных сценах, исполняя репертуар Верди и Пуччини. Он
пел легко и уверенно, его верхние и нижние ноты безукоризненны, а пение в целом
– впечатляюще с самого первого звука.
Сопрано Анна
Кристи, певшая Джильду, часто выступает на сцене Колизиума - она исполняла
здесь Лючию, Клеопатру, Титанию. В первом акте она звучала несколько нервно,
впрочем, технически безупречно. Во втором обрела уверенность. Однако ей не
хватает хрупкости, невинности Джильды, всегда вызывающей зрительские симпатии.
Если только такое толкование героини – не есть интерпретация режиссера,
желающего подчеркнуть брутальную мысль: женщина здесь выступает единственно как
объект мужского желания.
Тенор Барри Бэнкс,
также весьма востребованный Английской Национальной оперой, в роли Герцога
парил на всех верхних нотах, и его песенка про женскую неверность звучала
игриво и зазывающе.
Спарафучиле
Питера Роуза, хотя и должен был представлять аморальность власти, не так уж и
страшен, весьма добродушный убийца, почти джентльмен! Как и Дэвид Стаут –
Монтероне. Оба певца выступили достойно.
А литовской
меццо-сопрано Юстине Грингите в роли Маддалены – небольшой и эпизодической –
удалось, тем не менее, привнести в спектакль изюминку, порадовав зрителя
сочным, волнующим голосом. Певица хорошо известна в Лондоне. Закончив
Королевской валлийский колледж музыки и драмы и студию Лондонской Национальной
оперы, она два сезона была членом деятелей искусств «Jette Parker Young Artists Programme» – программы,
базирующей в Королевской опере и призванной находить молодых певцов и помогать
им.
Меццо-сопрано
Диана Монтегю наделила Джованну темной двусмысленностью, но, возможно, таким
было видение этого образа Олденом.
Хор большую часть
времени звучал впечатляюще. Оркестр Грэма Дженкинса был энергичен, а дирижер
отличился тонким и эффективным воплощением нюансов.
Видение оперы
Кристофером Олденом вряд ли совпадает с трактовкой самого Верди,
сочувствовавшего своему антигерою, сосредоточившемуся на главном – отношении
отца и дочери, в то время как в этой постановке есть намек на то, что эти
отношения явно выходят за рамки отцовского попечительства. Отброшена
традиционная трактовка оперы, дабы показать иной музыкально-психологический и
драматический аспект. Но достигнута ли при этом цель? Боюсь, нам так не удалось
до конца прочувствовать трагедию. Хотя вечер, проведенный в Колизеуме, был
однозначно не лишен приятности.
Автор фото — Alastair Muir
Comments
Post a Comment