BBC Prom 44. Дебюсси и Этель Смит

 

BBC Proms 2022. 44 https://www.bbc.co.uk/sounds/play/m001b5jv - слушать

Дебюсси и Этель Смит


Дирижер Сакари Орамо


Дирижер Сакари Орамо,начавший свою музыкальную карьеру как виолончилист, много лет проработавший концерт-мастером Финского Радио Симфонического оркестра, связан с Би би Си Промс  с 1999 года.

Ноктюрном Дебюсси он открыл этот вечер, и его Ноктюрн отличался своей утонченностью, изощренныс описанием каждого момента. Технически - чисто исполненный, сыгранный со скрупулезной ясностью, с разумной скоростью, дирижер позволял напряжению постепенно накапливаться, не теряя импульса музыки. Морской пейзаж Дебюсси приливал и отливал чувственной прохладной и кристальной красотой. Орамо безошибочно уловил все нюансы этой музыки.

После антракта слушателям была представлена женщина-композитор Этель Смит (1858 -1944 гг), первая в Англии, удостоившаяся такой чести.

В этот вечер играли ее Мессу в ре мажор, написанную в 1891 году, премьера которой состоялась в этом же здании, в Альберт Холле два года спустя, но на концертах BBC Proms эта вещь сегодня была исполнена впервые.

Этель Смит начала создавать свое творение в 1889 году после десяти лет жизни в Германии, поэтому не удивительно, что месса написана в европейских традициях, которая через Брамса восходит к «Торжественной мессе» Бетховена, и в той же тональности.

Сакари Орамо - давний поклонник Этель Смит, и ранее он уже дирижировал мессу Этель в Лондоне, и концерт, и исполнение произвели большое впечатление на публику. Успех повторился и в наш вечер.

Месса ре мажор состоит из шести музыкальных частей, и если во вступительной части - Kyrie - можно было бы услышать мотивы Брамса и Бетховена, то  заключительная Gloria содержала может быть самые привлекательные инновации и совершенно разгромный финал при поддержке органа и с заключительным «Аминь!, все завершающим.  

Но эмоциональное ядро исходит от хора, пение которого было  великолепным по весомости, атаке и тщательной динамической штриховке. В Sanctus, Benedictus и Agnus Dei были композитор предложила арии для меццо, сопрано (Нардус Уильямс) и тенора (Роберт Мюррей). Бас Божидар Смильянич отлично справился с тем небольшим количеством вещей, которое дает ему Смит. Но блистала британское меццо-сопрано Бетан Лэнгфорд, она была прекрасна.  


На фото слева направо Нардус Уильямс, Роберт Мюррей, меццо Бетан Лэнгфорд и Божидар Смильянич.

В конце концов, что бы ни повлияло на творчество мадам Этель, ее музыка драматичная, захватывающая, а также созерцательная, созданная ее мастерством и индивидуальностью. Кстати, королева Виктория увлекалась музыкой Смит. Я тоже готова записаться в ее поклонницы.

Людмила Яблокова

 Фото Chris Christodoulou

Comments

Popular posts from this blog

Prom 63. Bach. Mass in B minor & Prom 57. Larcher. Wagner. Strauss

Barbican. Evgeny Kissin. Один на сцене

ENO. La Boheme