BBC Prom. Mozart, Bruckner & Mariam Batsashvili
Райан Вигглсворт
дирижировал Шотландским симфоническим оркестром Би-би-си в этот вечер. Он начал
со своего собственного произведения: Элегии в память бывшего руководителя оркестра
Лоры Сэмюэл, которая скончалась в прошлом году в возрасте 48 лет.
Партитура для струнного
оркестра «Лауре, после Баха» Вигглсворта представляют многослойные каноны и
вариации, где солирующий бас, задумчивые виолончели и волнующие душу скрипки
создают тёмные фактуры, освещённые вспышками мелодичности.
Несмотря на барочное
происхождение, напряжённые, горьковато-сладкие гармонии отражаются и на
трактовке Вигглсворта фортепианного
концерта ре минор № 20 Моцарта, солировала грузинская пианистка Мариам
Бацашвили. Ее прозрачная, элегантная, всегда сбалансированная игра органично
вписывалась в это задумчивое, даже интроспективное настроение.
Музыканты Шотланского
оркестра, чопорны и сдержанны в своем прочтении Моцарта, добавил несколько
изысканных акцентов на духовых и струнных.
Мариам Бацашвили придала
великолепному «Романсу» очарование.
Затем, на бис великолепная
грузинская пианистка Мариам Бацашвили сыиграла этюд Паганини Листа
«Кампанелла», и долгожданная радость наполнила Альберт-холл.
Седьмая симфония Брукнера
с её мощными рывками и падениями из тьмы в свет и обратно – это великолепный концерт
Proms. В целом, оркестр блестяще справился с этой
монументальной задачей, и Вигглсворт ясно передал структуру первой части, несмотря
на то, что её бесконечные, всплески и
спады звука валторны и виолончели, сбивали с толку, тем не менее, отдельные
фрагменты этой эпической пьесы с частыми остановками буквально покоряли зал: не
только доминирующие духовые – от важнейшей контрабасовой тубы (Эндрю Дункан) до
лучезарных сольных пассажей для трубы (Марк О’Кифф), – но и сочные, пышные
струнные (под руководством Роберто Руизи).
Средние части, как и
положено, будоражили душу и ускоряли кровообращение. В Adagio, плаче Брукнера по своему образцу и наставнику Вагнеру,
пронзительные струнные проявили настоящую стойкость и хлесткий настрой,
уравновешивая земные звучания медных духовых, в то время как вагнеровские тубы
возвещали неотразимый рок. Вигглсворт позволил нам услышать и здесь следы
элегантного классицизма с тонкими штрихами деревянных духовых и, прежде всего,
задумчивые сольные экскурсы флейты Мэтью Хайэма. Он запустил мощные, неустанные фанфары скерцо так сильно
и яростно, как это было необходимо, но дал струнным пространство, чтобы
смягчиться и расслабиться – и деревянным инструментам больше шансов засиять –
среди шелковистой сладости трио. Что касается финала, дирижер и оркестр нашли
импульс и сплоченность, которые спасли изматывающие повторения его центрального
мотива от скуки. Здесь невозможно избежать элемента тяжелого топота, но можно
заставить эти крестьянские гвозди летать и танцевать. В целом, команда
Вигглсворта справилась. Совокупная мощь этих массивных духовых хоралов могла бы
воскрешать мертвых. А литавры Гордона Ригби, так экономно, но показательно
задействованные, величественно катились и громыхали. Как всегда, Proms приглашает британский оркестр из-за пределов мегаполиса
спуститься в Кенсингтон, произвести фурор и поднять крышу. После довольно
стесненного и завуалированного начала, BBCSSO оставил нас с по-настоящему мощным и радостным шумом.
Седьмой симфонии Брукнера
с её мощными рывками и падениями из тьмы в свет и обратно.
Comments
Post a Comment