BBC Prom. Mozart, Bruckner & Mariam Batsashvili

 


Райан Вигглсворт дирижировал Шотландским симфоническим оркестром Би-би-си в этот вечер. Он начал со своего собственного произведения: Элегии в память бывшего руководителя оркестра Лоры Сэмюэл, которая скончалась в прошлом году в возрасте 48 лет.

Партитура для струнного оркестра «Лауре, после Баха» Вигглсворта представляют многослойные каноны и вариации, где солирующий бас, задумчивые виолончели и волнующие душу скрипки создают тёмные фактуры, освещённые вспышками мелодичности.

Несмотря на барочное происхождение, напряжённые, горьковато-сладкие гармонии отражаются и на трактовке  Вигглсворта фортепианного концерта ре минор № 20 Моцарта, солировала грузинская пианистка Мариам Бацашвили. Ее прозрачная, элегантная, всегда сбалансированная игра органично вписывалась в это задумчивое, даже интроспективное настроение.

Музыканты Шотланского оркестра, чопорны и сдержанны в своем прочтении Моцарта, добавил несколько изысканных акцентов на духовых и струнных.

Мариам Бацашвили придала великолепному «Романсу» очарование.

Затем, на бис великолепная грузинская пианистка Мариам Бацашвили сыиграла этюд Паганини Листа «Кампанелла», и долгожданная радость наполнила Альберт-холл.

Седьмая симфония Брукнера с её мощными рывками и падениями из тьмы в свет и обратно – это великолепный концерт  Proms. В целом, оркестр блестяще справился с этой монументальной задачей, и Вигглсворт ясно передал структуру первой части, несмотря на то, что  её бесконечные, всплески и спады звука валторны и виолончели, сбивали с толку, тем не менее, отдельные фрагменты этой эпической пьесы с частыми остановками буквально покоряли зал: не только доминирующие духовые – от важнейшей контрабасовой тубы (Эндрю Дункан) до лучезарных сольных пассажей для трубы (Марк О’Кифф), – но и сочные, пышные струнные (под руководством Роберто Руизи).

Средние части, как и положено, будоражили душу и ускоряли кровообращение. В Adagio, плаче Брукнера по своему образцу и наставнику Вагнеру, пронзительные струнные проявили настоящую стойкость и хлесткий настрой, уравновешивая земные звучания медных духовых, в то время как вагнеровские тубы возвещали неотразимый рок. Вигглсворт позволил нам услышать и здесь следы элегантного классицизма с тонкими штрихами деревянных духовых и, прежде всего, задумчивые сольные экскурсы флейты Мэтью Хайэма. Он запустил мощные, неустанные фанфары скерцо так сильно и яростно, как это было необходимо, но дал струнным пространство, чтобы смягчиться и расслабиться – и деревянным инструментам больше шансов засиять – среди шелковистой сладости трио. Что касается финала, дирижер и оркестр нашли импульс и сплоченность, которые спасли изматывающие повторения его центрального мотива от скуки. Здесь невозможно избежать элемента тяжелого топота, но можно заставить эти крестьянские гвозди летать и танцевать. В целом, команда Вигглсворта справилась. Совокупная мощь этих массивных духовых хоралов могла бы воскрешать мертвых. А литавры Гордона Ригби, так экономно, но показательно задействованные, величественно катились и громыхали. Как всегда, Proms приглашает британский оркестр из-за пределов мегаполиса спуститься в Кенсингтон, произвести фурор и поднять крышу. После довольно стесненного и завуалированного начала, BBCSSO оставил нас с по-настоящему мощным и радостным шумом.

Седьмой симфонии Брукнера с её мощными рывками и падениями из тьмы в свет и обратно.

Comments

Popular posts from this blog

Barbican. Evgeny Kissin. Один на сцене

Prom 63. Bach. Mass in B minor & Prom 57. Larcher. Wagner. Strauss

ENO. «Blue»