BBC Prom 13. Tchaikovsky Symphony No. 6 "Pathetique"
Программа BBC Proms была построена дирижером Иланом Волковы, более двадцати лет имеющих
тесные связи с с Шотландским
симфоническим оркестром Би-би-си на контрасте, как я поняла.
Новое произведение
американского композитора Кэтрин Лэмб (Catherine Lamb) «Прозрачные/непрозрачные
порции» - монотонная, лишенная эмоций и мощная Шестая симфония Чайковского – мрачная,
с цитированием религиозного песнопения «Со святыми упокой» (так хоронят умерших)
- в первой части, стремлением раствориться в в светской жизни от мыслей о
смерти и мрака – во второй части! Безнадёжность и безысходность. Реквием –
самому себе!
Это всегда интересно – встреча
с новым. «Прозрачные/непрозрачные порции» - это три части. Первая часть,
озаглавленная «Кожа/мерцание», начинается с монотонного звучания одних только
струнных – определенно раздражающих в какой-то степени определенную часть
аудитории. Во второй части, названной «Кость/насыщение»
подключаются духовые инструменты, и в третьей - Нерв/кластер»- деревянные
духовые инструменты. Полагаю, это была сложная задача для музыкантов сосредоточиться
на нотах и следовать «букве» композитора, при этом не проявляя никаких эмоций
на лицах, которые мне (а мое место с края было очень удобным в этом плане) пришлось
обозревать в течение более чем получаса.
И после перерыва – Чайковский,
его Шестая, Патетическая симфония! Совсем другие эмоции на лицах музыкантов:
смиренность, полуулыбка, страсть, восторг, откровенная боль, страдания, несдерживаемые
эмоции...оркестр жил и проживал историю композитора все вместе, и каждый по отдельности.
Черт знает, что такое! С
одной стороны, чувствую, что как будто моя песенка уже спета, а с другой —
непреодолимое желание затянуть или все ту же жизнь, или, еще лучше, новую
песенку…писал П. И. Чайковский к А. К. Глазунову от 30 января 1890 г.
И он создал Шестую
симфонию, первое представление которой не нашло понимания у слушателя, но повторное
исполнение Шестой симфонии в ноябре 1893 года - уже после внезатной кончины
композитора - вызвало шоковую реакцию у публики. Многие слушатели сразу после
концерта высказывали мнение, что Чайковский сам себе написал Реквием. Может быть, так оно и было.
Илан Волков представил это
масштабное музыкальное полотно без самодовольства, но с большой обдуманностью. Это
была ожесточенная драма между Жизнью и Смертью, спровоцировавшую мощные ключевые
моменты: тревога..., нарастающая тревога, борьба ..,даже крушение...,
осмысление трагизма , потом какое-то умиротворение, тихая даже радость и
опять....тревога и опять борьба.. Отображение бытия!
Триумф! Тримф композитора,
музыкантов Шотландского Симфонического Оркестра, дирижера и огромной аудитории Королевского
Альберт Холла, взорвавшегося аплодисментами слушателей.
Браво, Маэстро!
Людмила Яблокова
Comments
Post a Comment