BBC Prom 33 & 37. Rachmaninov & Budapest Festival Orchestra


Будапештский Фестивальный оркестр выступает в Королевском Альберт Холле в эти выходные. Предсказуемое ожидание традиционности, венгерского юмора, высокого профессионализма, особый ажиотаж  от переполненного под самые своды Альберта Холла, как однозначный знак эксклюзивности - и все это зритель получил сполна, как и напоминание того, что и оркестр, и музыканты, а вместе с ними – и мы, зрители, наслаждаемся не просто искусством, мы наслаждаемся возвышенным видом искусства.



Дирижер Ивана Фишера (на фото) предложил лондонцам в свой первый вечер увертюру Вебера «Фрейшутц», за которой последовал Концерт для фортепиано с оркестром Шумана (пианист - сэр Андрас Шифф) и после антракта музыканты исполнили Третью, «Шотландскую» симфонию Мендельсона.

Исклюзивность это концерта, однако, еще и в том, чтобы даже популярные, хорошо известные произведения переомысливаются дирижером

Десятиминутный опус Карла Марии фон Вебера, впервые прозвучавшего  в Берлине в 1821 году, перенес нас в сказочные леса, населенные призраками и духами. Это своего рода опера в миниатюре, в которой рассказывается о молодом человеке Максе, который если выиграет турнир по стрельбе, получит возможность жениться на своей возлюбленной Агате. Плохой парень Каспер задумывает вылить семь пуль для Макса, и седьмой пулей Макс должен убить свою невесту. Но злу не надо случиться, и погибает Каспер, а молодым предстоит долгая и счастливая жизнь.

Фишер выдавал свежие, бодрящие тембры и текстуры из своего оркестра -квартет валторн, тромбонов, кларнетов, раскатистых литавр. Готическая музыка-настроение Вебера никогда не опускалась до банальной мелодрамы: будапештцы сохраняли свой легкий и забавный оттенок даже в самых темных чащах сверхъестественного леса.

                                                За роялем - сэр Андрас Шифф

Концерт для пианино с оркестром Роберта Шуманна ля минор на самом деле бойкое и не лишенное радости и веселье произведение. Солист – уважаемый и известный Андрас Шифф, перечень заслуг и наград которого составит длинный список, удостоен звание сэра в 2014 году.

Драматическое начало, изящное и плавное, и затем – нескончаемая артикуляция, повторение основного мотива следует одной за другим в перепевах разных инстурментов, но Шифф концентрируется на романтическом, радостном аспекте, в то же время  – захватывающем и величественным.


На бис Андрас Шифф саккомпанировал музыкантам оркестра, спевшим для нас «Zigeunerlieder» Брамса, а на второй бис непредужденно сыграл «Счастливого Фермера» Шумана. Нетрадиционно. Но и не скучно.


После перерыва состоялось путешествие в Мендельсоновскую Шотландию - Третья симфония ля минор. Энергичная, жизнерадостная с венгерскими перепевами, проявляющимися на фоне шотландских холмов, озер и долин. Чем-то напоминающая мне Россинивскую «Деву озер». Будапешский Фестивальный оркестр на протяжении всего вечера звучал слаженно и сочно.

Еще один незабывамый вечер в Альберт Холле.

 Людмила Яблокова

PROM 33

PROGRAMME

Weber Oberon – overture 10’
Pejačević
Zwei Schmetterlingslieder, Op. 52 4’
Verwandlung, Op. 37b 6’
Liebeslied, Op. 39 6’
Mahler-Werfel, orch. C. & D. Matthews
‘Dies stille Stadt’; ‘Licht in der Nacht’; ‘Bei dir ist es traut’ 9’
Rachmaninov Symphony No. 1 in D minor 42’

Dame Sarah Connolly mezzo-soprano

BBC Philharmonic
John Storgårds conductor

Если публика на премьере 15 марта 1897 года в Санкт-Петербурге (дирижировал Александр Глазунов) недружелюбно, если невраждебно отнеслась к Первой симфонии 23-летнего Рахманинова, то история оказалась  к ней гораздо добрее, приняв ее способность переосмыслить русскую музыкальную традицию.

И Танеев, и Римский-Корсаков тогда высказали свое критическое отношение к ней еще до премьеры. Многие во время концерта демонстративно затыкали уши, не в силах понять и принять  нагромождение бессвязных звуков, смешение разнородных стилей и идей. 

Спустя столетие с лишним, мы, как и Рахманинов, восхищаемся этим амбициозным, незаурядным музыкальным произведением раннего Рахманинова. 

Кстати, в мае 1897 года композитор писал А.Затаевичу: 

"... мне самому моя Симфония, несмотря на то, что я её очень любил, раньше, сейчас люблю, после первой же репетиции совсем не понравилась... Значит, плохая инструментовка, но хорошая музыка будет «просвечивать» и сквозь плохую инструментовку, а я не нахожу, чтоб инструментовка была совсем неудачна. Или это сочинение было плохо исполнено? А это действительно было так. Я удивляюсь, как такой высокоталантливый человек, как Глазунов, может так плохо дирижировать? Если бы эта Симфония была бы знакома публике, то она обвиняла бы дирижёра (я продолжаю «допускать»), если же вещь незнакома и плохо исполнена, то публика склонна обвинить композитора"...

И сегодняшний концерт и особенно изумительная работа Джона Сторгартс подтверждает это. Дирижер акцентирует на яркости, рельефности контуров и высокой степенью интонационного наполнения музыки, подчеркивая программный характер сочинения. Острота и резкость контрастов, неожиданные «срывы», нарушающие плавность и постепенность развития, наводят на мысль о том, что у композитора был какой-то, хотя и не вполне ясно выявленный программный замысел, и музыкантам оркестра и его руководителю удалось подчеркнуть это. Яркие колористические эффекты вызывают конкретные образы, временами оркестр достигал огромной мощности и блеска звучания. 













Comments

Popular posts from this blog

Prom 63. Bach. Mass in B minor & Prom 57. Larcher. Wagner. Strauss

Barbican. Evgeny Kissin. Один на сцене

ENO. La Boheme