BBC Prom 33 & 37. Rachmaninov & Budapest Festival Orchestra
Будапештский Фестивальный
оркестр выступает в Королевском Альберт Холле в эти выходные. Предсказуемое ожидание
традиционности, венгерского юмора, высокого профессионализма, особый ажиотаж от переполненного под самые своды Альберта Холла,
как однозначный знак эксклюзивности - и все это зритель получил сполна, как и
напоминание того, что и оркестр, и музыканты, а вместе с ними – и мы, зрители,
наслаждаемся не просто искусством, мы наслаждаемся возвышенным видом искусства.
Дирижер Ивана Фишера (на фото) предложил лондонцам в свой первый вечер увертюру Вебера «Фрейшутц», за которой последовал Концерт для фортепиано с оркестром Шумана (пианист - сэр Андрас Шифф) и после антракта музыканты исполнили Третью, «Шотландскую» симфонию Мендельсона.
Исклюзивность это
концерта, однако, еще и в том, чтобы даже популярные, хорошо известные произведения
переомысливаются дирижером
Десятиминутный опус Карла
Марии фон Вебера, впервые прозвучавшего в
Берлине в 1821 году, перенес нас в сказочные леса, населенные призраками и духами.
Это своего рода опера в миниатюре, в которой рассказывается о молодом человеке
Максе, который если выиграет турнир по стрельбе, получит возможность жениться
на своей возлюбленной Агате. Плохой парень Каспер задумывает вылить семь пуль для
Макса, и седьмой пулей Макс должен убить свою невесту. Но злу не надо случиться,
и погибает Каспер, а молодым предстоит долгая и счастливая жизнь.
Фишер выдавал свежие,
бодрящие тембры и текстуры из своего оркестра -квартет валторн, тромбонов, кларнетов,
раскатистых литавр. Готическая музыка-настроение Вебера никогда не опускалась
до банальной мелодрамы: будапештцы сохраняли свой легкий и забавный оттенок
даже в самых темных чащах сверхъестественного леса.
За роялем - сэр Андрас Шифф
Драматическое начало, изящное
и плавное, и затем – нескончаемая артикуляция, повторение основного мотива
следует одной за другим в перепевах разных инстурментов, но Шифф концентрируется
на романтическом, радостном аспекте, в то же время – захватывающем и величественным.
Еще один незабывамый вечер
в Альберт Холле.
Людмила Яблокова
PROM 33
PROGRAMME
Weber Oberon – overture 10’
Pejačević
Zwei Schmetterlingslieder, Op. 52 4’
Verwandlung, Op. 37b 6’
Liebeslied, Op. 39 6’
Mahler-Werfel, orch. C. & D. Matthews
‘Dies stille Stadt’; ‘Licht in der Nacht’; ‘Bei dir ist es traut’ 9’
Rachmaninov Symphony No. 1 in D minor 42’
Dame Sarah Connolly mezzo-soprano
BBC Philharmonic
John Storgårds conductor
Если публика на премьере 15 марта 1897 года в Санкт-Петербурге (дирижировал Александр Глазунов) недружелюбно, если невраждебно отнеслась к Первой симфонии 23-летнего Рахманинова, то история оказалась к ней гораздо добрее, приняв ее способность переосмыслить русскую музыкальную традицию.
И Танеев, и Римский-Корсаков тогда высказали свое критическое отношение к ней еще до премьеры. Многие во время концерта демонстративно затыкали уши, не в силах понять и принять нагромождение бессвязных звуков, смешение разнородных стилей и идей.
Спустя столетие с лишним, мы, как и Рахманинов, восхищаемся этим амбициозным, незаурядным музыкальным произведением раннего Рахманинова.
Кстати, в мае 1897 года композитор писал А.Затаевичу:
"... мне самому моя Симфония, несмотря на то, что я её очень любил, раньше, сейчас люблю, после первой же репетиции совсем не понравилась... Значит, плохая инструментовка, но хорошая музыка будет «просвечивать» и сквозь плохую инструментовку, а я не нахожу, чтоб инструментовка была совсем неудачна. Или это сочинение было плохо исполнено? А это действительно было так. Я удивляюсь, как такой высокоталантливый человек, как Глазунов, может так плохо дирижировать? Если бы эта Симфония была бы знакома публике, то она обвиняла бы дирижёра (я продолжаю «допускать»), если же вещь незнакома и плохо исполнена, то публика склонна обвинить композитора"...
Comments
Post a Comment